Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности копинг-стратегий в подростковом и юношеском возрасте
Введение 3
1. Понятие копинг-стратегий и совпадающего поведения в отечественной и зарубежной психологии 4
2. Классификация, виды, типы копинг-стратегий 11
3. Генетический аспект копинг-стратегий и совладеющего поведения 15
Заключение 25
Список использованной литературы 28
С точки зрения развития подростковый и юношеский возраст характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь настоящего и будущего, юноша перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего.
Стремительное изменение социальной среды заставляет человека искать новые алгоритмы и формы поведения, которые позволяют быстрее адаптироваться к новой ситуации, при этом используя имеющийся жизненный опыт, когнитивные способности, проактивность, творческий потенциал и инициативность. Это делает актуальным изучение совладания с трудными жизненными ситуациями как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям у современных подростков и юношей.
Цель работы - выявить особенности копинг-стратегий в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи:
- раскрыть понятие копинг-стратегий и совпадающего поведения в отечественной и зарубежной психологии;
- охарактеризовать классификацию, виды и типы копинг-стратегий;
- раскрыть генетический аспект копинг-стратегий и совладеющего поведения.
Проблему копинг-стратегий исследовали множество зарубежных (Д. Амирхан, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Лазарус, Р. Плутчик, С. Фолкман) и отечественных авторов (Н.М. Никольская, Р.М. Грановская, С.В. Фролова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский).
Рассматривая проблему развития совладания в юношеском и подростком возрасте, мы обращаемся к понятию «копинг-стратегии» в кроме того русле исследования копинг-поведения, представляющего собой особую его форму, характеризующую, насколько индивид готов справляться с жизненными трудностями. При этом справиться с трудностями не значит лишь приспособиться кроме того к ним, напротив, это означает, что человек владеет умением использовать определенные средства для преодоления стресса и эмоциональной саморегуляции. Умение осознавать, выбирать и использовать для преодоления стресса нужные средства обусловлено различными факторами, один из которых непосредственно связан с активностью личности. Выбор именно активных действий увеличивает вероятность нейтрализации и/или устранения воздействий стрессогенных факторов и определяется «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями.
Особое внимание изучаемому феномену уделено современными исследователями в русле теории психологии субъекта (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская), в которой совладающее поведение характеризуется с позиций адаптивности и зрелости, причем не только в позитивном (конструктивность), но и негативном (деструктивность) варианте. Большинство зарубежных и отечественных исследователей соотносят совладающее поведение с развитым сознанием и самосознанием личности, зрелостью её картины мира, способностью к интеграции в общество и успешному функционированию и саморазвитию в нем.
Представители отечественной психологии совладания концентрируют свое внимание на человеке «совладающем», который самостоятельно справляется с жизненными трудностями, живет в гармонии с собой и миром, творит самого себя и свою судьбу. В этом плане прослеживается четкая связь совладания (а также способности, готовности к такому поведению) с системой жизненных ценностей и смыслов, способностью к свободному выбору, нравственными, интеллектуально-творческими и психоэмоциональными ресурсами личности. Как утверждают кроме того специалисты в области практической психологии совладния, трудные жизненные ситуации, экстремальные и чрезвычайные ситуации являются наиболее показательными в отношении конструктивности – деструктивности выбираемых стратегий совладания, вплоть до самодеструктивных или самопоражающих. Это делает понятие «копинг» чрезвычайно важным для понимания проблем адаптивности/дезадаптивности поведения кроме того человека вообще и в стрессе в частности, поскольку эффективность выбранной стратегии совладания характеризует способность человека справляться с трудностями и стрессом, а также с собой в трудной ситуации.
Анализ показал, что поведенческие копинг-стратегии подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг-стратегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или кроме того стрессовой ситуации. К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить и активный характер. кроме того В подростковом возрасте механизмы копинг-поведения носят динамический и транзиторный характер. Согласно модели стресса и копинга Дж. Эдвардса копинг-поведение влияет, в числе прочих факторов, и на личностные черты, которые подвергаются самооцениванию индивидом. Продукт кроме того самооценки, в свою очередь, через «негативное расхождение» между актуальным состоянием человека и желаемым состоянием, влияет на выбор копинг-стратегий. Данные положения легли в основу эмпирического кроме того изучения проблемы исследования. Проведенное исследование показало, что позитивная и адекватная самооценка является психологическим фоном для реализации копинг-стратегий, направленных на активное разрешение проблем.
Юность является периодом завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. В юности расширяются временные представления, включая будущее, личные и социальные перспективы. Мировоззренческий поиск в юношеском возрасте обусловливает социальную ориентацию личности, способствует осознанию себя частицей, элементом социальной общности, выбору своего будущего социального положения и кроме того способов его достижения. Становление социальной зрелости предполагает кроме того формирование полоролевых отношений, как основы взаимодействия между мужчиной и женщиной в общественных и семейных отношениях.
В подавляющем большинстве стрессовых ситуаций в юношеском возрасте преобладает проблемно-ориентированный копинг, что свидетельствует о желании изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации с путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий. Характерной особенностью юношей является избегание травмирующих ситуаций, а в некоторых случаях и их полное отрицание, мысленное или поведенческое дистанцирование. Анализ особенностей проявления копинг-поведения в юношеском возрасте позволит выявить способы кроме того осознания ответственности за проблемные ситуации, находить адекватные стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, уменьшить отрицательное воздействие негативных обстоятельств, кроме того трудностей на личностное развитие.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста