Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности регулирования труда педагогических работников в системе СПО на примере БПОУ «Полтавский агротехнологический техникум»
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 9
1.1. Общая характеристика трудовых правоотношений педагога в системе законодательства 9
1.2. Педагогические работники как субъекты трудового права 16
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В БПОУ «ПОЛТАВСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 23
2.1. Особенности трудового договора педагогических работников 23
2.2. Особенности труда педагогических работников в системе дистанционного обучения 52
ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В БПОУ «ПОЛТАВСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность исследования. Одной из основных тенденций развития законодательства о труде является усиление дифференциации правового регулирования труда. Это обусловлено различными факторами, среди которых можно выделить обстоятельства, связанные с особенностями трудовой функции, выполняемой работниками конкретной сферы.
Такой областью, где производственный процесс весьма специфичен и требует особого внимания к себе как законодателя, так и исследователей, является, в том числе, педагогическая работа в сфере среднего образования, где формируются трудовые отношения, напрямую связанные с воспитанием несовершеннолетних, оказанием воздействия на их нравственное, интеллектуальное и культурное развитие.
На сегодняшний день педагогические работники не случайно выделены в отдельную главу Трудового кодекса Российской Федерации - они являются важным звеном современного общества, нацеленного на непрерывное получение и углубление знаний, соответственно, их трудовая деятельность требует особого внимания законодателя.
Вместе с тем, сфера образования всегда была предметом особой важности в развитии общества и государства, соответственно, большое значение всегда имело и регулирование труда педагогических работников. Система образования менялась с течением времени, неоднократно подвергалась реформированию, попыткам усовершенствования, что, естественно, сопровождалось изменением и формированием новой правовой базы в области регулирования трудовой деятельности педагогических работников.
Не исключение и нынешний этап развития российского законодательства, который также сопровождается реформами образования и деятельности в сфере образования.
Так, с 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержащий как общие положения, так и специальные нормы, регулирующие отношения в отдельных сферах системы образования.
В продолжение усовершенствования регулирования отношений в сфере образования был принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих преимущественно трудовую деятельность педагогических работников. Кроме того, квалификационные требования к педагогическим работкам, предусмотренные в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, сами по себе были утверждены относительно недавно Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н. В то же время, им на смену идут еще более актуальные документы, определяющие характеристики квалификации, необходимые педагогическим работникам, - профессиональные стандарты.
Они существуют уже по ряду должностей педагогических работников и раскрывают в силу статьи 195.1 ТК РФ необходимый для выполнения работником трудовых функций уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Например, на данный момент разработаны и утверждены профессиональные стандарты для должностей педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); педагога-психолога (психолог в сфере образования), специалиста в области воспитания.
Таким образом, как мы видим, законодатель всячески старается выполнить задачи по усовершенствованию регулирования труда педагогических работников, а нормативная база в этой сфере динамично меняется и пополняется.
Специфика труда педагогических работников среднего образования предопределяет ряд особенностей их трудоправового статуса. Такой правовой статус подразумевает и особенное правовое регулирование труда таких работников, и наличие дополнительных гарантий для данной категории работников.
В связи с этим анализ правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда педагогических работников среднего профессионального образования как отдельной категории работников приобретает особую актуальность и представляет значительный научный и практический интерес.
Кроме того, в области регулирования педагогического труда имеется множество неразрешенных практических проблем, например, проблемы соотношения нормы часов за ставку заработной платы и продолжительности рабочего времени, оплаты сверхурочной работы и т.д.
Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена: особым трудоправовым статусом педагогических работников среднего профессионального образования; объективной необходимостью в теоретической разработке поднятого вопроса правового регулирования труда педагогических работников в связи с отсутствием современных исследований по данной теме, а также в связи с проводимыми реформами правовых отношений в сфере образования; несовершенством существующего нормативного регулирования в сфере регулирования труда педагогических работников.
Степень изученности темы. Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых в области трудового права, как М.И. Аверьянова, Н.А. Бриллиантова, А.В. Завгородний, В.Н. Зенков, А.А. Кирилловых, И.Ю. Колосова, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Л.В. Тихомирова.
Вместе с тем не все проблемы как теоретического, так и прикладного характера, касающиеся регулирования труда педагогических работников среднего профессионального образования, нашли отражение в работах указанных выше авторов. Это обусловлено как изменениями действующего законодательства, так и новыми потребностями правоприменительной практики. Тем самым важность дальнейших разработок в указанной области сохраняется.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере регулирования труда педагогических работников.
Предметом исследования выступают правоотношения, возникающие между образовательной организацией и педагогическим работником среднего профессионального образования, а также правовые нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха, оплату труда таких работников.
Целью работы является выявление особенностей регулирования труда педагогических работников в системе СПО на примере БПОУ «Полтавский агротехнологический техникум».
Автор ставит перед собой следующие задачи для достижения обозначенной цели:
- дать общую характеристику трудовых правоотношений педагога в системе законодательства;
- проанализировать правовой статус педагогических работников как субъектов трудового права;
- исследовать особенности трудового договора педагогических работников;
- проанализировать особенности труда педагогических работников в системе дистанционного обучения;
- разработать рекомендации по повышению эффективности труда педагогических работников в БПОУ «Полтавский агротехнологический техникум».
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых.
Методологической основой исследования являются традиционные методы научного познания: анализ и синтез, метод перехода от общего к частному, законы логики, и специальные правовые методы: анализ и обобщение правоприменительной практики, технико-юридический метод и другие.
Нормативную правовую основу данного исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные акты, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В исследовании также задействована судебная практика, общедоступные материалы Интернет-ресурсов.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем сформулировано определение понятия «педагогический работник средне-профессиональной образовательной организации» с точки зрения специфики образовательной организации, а также проведен анализ нормативных правовых актов и судебной практики по вопросам регулирования трудовых отношений педагогических работников образовательных организаций, выявлены некоторые проблемы в законодательстве, предложены направления совершенствования трудового законодательства по вопросам регулирования труда педагогических работников образовательных организаций.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Особенности регулирования труда педагогических работников являются проявлением дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений, что обусловлено особой ролью педагога в жизни общества, а также спецификой и значимостью педагогической деятельности, характеризующейся высоким уровнем ответственности и значительным интеллектуальным и эмоциональным напряжением.
Анализ понятийного аппарата Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволил сформулировать следующее определение педагогического работника образовательной организации – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Правовое регулирование труда имеет свои особенности, одной из которых является сочетание единства и дифференциации в правовом регулировании, выражающиеся в наличии норм как общего характера, так и регулирующих труд отдельных категорий работников. Необходимо подчеркнуть, что наличие особенностей регулирования труда педагогических работников обусловлено особым значением педагога в жизни общества, а также спецификой педагогической деятельности, характеризующейся высоким уровнем ответственности и значительным эмоциональным напряжением.
Содержащиеся в ТК РФ нормы поверхностно определяют специфику труда педагогических работников и носят в основном отсылочный характер, что не ведет к единообразию механизмов правоприменения.
Действующим законодательством предусмотрены определенные требования к лицам, допускаемым к педагогической деятельности в образовательных организациях, связанные с особенностями правового статуса педагогического работника, спецификой педагогической деятельности и стремлением обеспечить интересы несовершеннолетних обучающихся.
Особенности правового статуса педагогического работника и специфика педагогической деятельности, а также забота государства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся опосредуют тот факт, что правом на занятие педагогической деятельности обладают не все потенциальные работники. В ст. 331 ТК РФ закреплены дополнительные требования, несоответствие которым является основанием для отказа в приеме на работу в образовательную организацию и в силу ч. 3 ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда. Такими дополнительными требованиями или факторами допуска к педагогической деятельности являются: образование, дееспособность, состояние здоровья, судимость и (или) уголовное преследование.
Трудовой договор с педагогическими работниками образовательной организации заключается по общим правилам, установленным гл. 10 и 11 ТК РФ. Условия, подлежащие включению в трудовой договор, определены ст. 57 ТК РФ. Изменение трудового договора с педагогическим работником определяется общими правилами, установленными в главе 12 ТК РФ, и допускается только по соглашению сторон трудового договора. Одной из причин изменения условий трудового договора с педагогическим работником, является уменьшение количества часов по учебному плану или сокращение количества классов, изменение педагогической нагрузки. Любые изменения условий трудового договора, в том числе и связанные с введением эффективного контракта, оформляются путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
Специфика педагогической деятельности обусловливает установление в ТК РФ помимо общих оснований прекращения трудового договора, дополнительных оснований: повторное в течение одного года грубое нарушение устава; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. Государство и общество не могут доверять обучение и воспитание несовершеннолетних обучающихся лицам, совершившим серьезное нарушение норм общественной морали. Несмотря на то, что п.п. 1, 2 ст. 336 ТК РФ соотносятся с п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, их применение приоритетно при расторжении трудового договора с педагогическим работником.
Анализ положений действующего законодательства дает основание полагать о наличии особенностей регулирования труда педагогических работников, к которым относятся, например, право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, право на длительный отпуск сроком до одного года, установление сокращенного рабочего времени (не более 36 часов в неделю). В периоды каникул педагог не освобождается от работы, меняется лишь ее содержание. Ненормированная часть педагогической работы четко не регламентируется законодательством, что не приводит к единообразию правоприменения, а также способствует конфликтам между работниками и работодателем.
Во избежание распространения инфекции COVID-19 внутри страны, одной из самых первых, неотлаженных мер стал перевод школ, колледжей и вузов на дистанционный режим работы. плата труда педагогических работников в связи с переходом на дистанционное обучение практически не изменилась, кроме того она не урегулирована на федеральном уровне, поэтому образовательным организациям руководствуюся разъяснениями Минпросвещения приходится разрабатывать и утверждать локальные акты. Режим рабочего времени всех работников в каникулярное время, а также в период отмены или приостановки занятий регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей с учетом режима повышенной готовности, предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Анализ правоприменительной практики по делам, связанным с трудовыми отношениями педагогических работников, показал, что существенных противоречий между решениями судов в разных субъектах РФ по данной категории дел не выявлено. Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы: в большинстве случаев суды соглашаются с работодателями, признавая увольнение педагогов по ст. 336 ТК РФ правомерным; образовательный ценз, установленный ст. 331 ТК РФ, имеет значение при принятии решения о допуске лица к педагогической деятельности, а также при лицензировании деятельности образовательной организации; суды отстаивают гарантии и льготы, предусмотренные для педагогических работников; одним из оснований увольнения педагогического работника является несоответствие его занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, однако результаты аттестации могут быть признаны неправомерными вследствие нарушения порядка аттестации; не является нарушением трудовых прав педагогического работника отмена выплат стимулирующего характера, так как данные выплаты не являются обязательной составляющей заработной платы. С целью усиления правовой защиты педагогических работников представляется необходимым конкретизировать и четко регламентировать ту часть педагогической работы, которая вытекает из должностных обязанностей педагогических работников, но не нормируется. \
Для повышения эффективности труда педагогических работников БПОУ «Полтавский агротехнологический техникум» предлагается изменение системы оплаты труда педагогов за счет ухода от поурочной оплаты труда к должностному окладу за трудовые функции учителя. Необходимо отказаться от «бухгалтерской» методологии расчета учительского оклада и принять решение платить учителю «за статус». Это предполагает переход на должностной оклад педагога за все виды деятельности (включая внеурочную нагрузку)». Кроме того, с целью повышения удовлетворенности работников образовательной организации, создания ощущения своей принадлежности, нужности для образовательной организации, признания со стороны коллег, учащихся, родителей учащихся, руководителя, а так же для справедливой оценки результативности профессиональной деятельности, предлагается внедрение системы показателей эффективности деятельности педагогических работников образовательного учреждения.
Подобные работы
- Административная ответственность юридических лиц
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Актуальные правовые проблемы регулирования кредитного договора и пути их решения
- Анализ федерального закона о статусе судей в РФ
- Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
- Виды гражданских правоотношений
- Вина как условие гражданско-правовой ответственности
- Вопросы уголовной ответственности за экологические преступления
- Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Групповые и косвенные иски