Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности взаимоотношений школьников со взрослыми
Введение 3
1. Теоретические основы взаимоотношений школьников со взрослыми 5
1.1. Особенности взаимоотношений младших школьников со взрослыми 5
1.2. Особенности взаимоотношений старших школьников со взрослыми 9
2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми 15
2.1. Методики исследования 15
2.2. Интерпретация и анализ полученных данных 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Проблема взаимоотношений школьников со взрослыми, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень популярна. Необходимо определить какая роль играет в взаимоотношениях со взрослыми в школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе взаимоотношений в коллективе школьников.
Проблема построения взаимоотношений школьников актуальна еще и потому, что, взаимоотношения являются важной стороной в жизнедеятельности школьника. Также, меняется их отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам. В настоящее время педагоги, социологи, психологи отличают негативную тенденцию с появлением компьютерной сети, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.
Проблемой взаимоотношений школьников занимались следующие исследователи: Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Н.С. Каган, И.С. Кон, А.Д. Урсул, Л.А. Резников, Г.С. Андреева, Е. Мелибруда, Д. Карнеги и др. Все они рассматривают общение с разных позиций, однако все сходятся во мнении, что общение является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Изначально именно посредством общения, через общение человек становится полноценным членом того или иного общества. Поэтому так важно, чтобы эта часть жизни человека была полноценной и здоровой.
Обращаясь к практике психологов, можно заметить, что от родителей чаще всего можно услышать жалобы по поводу того, что потеряно взаимопонимание между ними и их ребенком, что есть проблемы в общении с ребенком. И эти жалобы распространены не только среди родителей, чьи дети находятся в подростковом возрасте, но и среди родителей младших школьников и юношей (хотя наиболее типично то, что подобные жалобы появляются именно при достижении ребенком подростничества).
Объект исследования - межличностное общение.
Предметом исследования являются особенности взаимоотношений школьников со взрослыми.
Цель данного исследования – выявить особенности взаимоотношений школьников со взрослыми.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы взаимоотношений школьников со взрослыми;
- провести эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми.
Базой проведения исследования является Подюжская средняя школа им. В.А. Абрамова (Архангельская область, Коношский район, п. Подюга).
Выборку составили 42 школьника, среди которых 14 детей младшего школьного возраста (6 девочек и 8 мальчиков в возрасте 9-10 лет), 14 детей среднего школьного возраста (7 девочек и 7 мальчиков в возрасте 13-14 лет), 14 детей старшего школьного возраста (8 девочек и 6 мальчиков в возрасте 15-16 лет).
В обучении и в воспитании единый общественный опыт передается с помощью единого механизма социального взаимодействия, или общения. Однако многие зарубежные и советские исследователи связывают обучение исключительно с освоением предметной деятельности и развитием в ней познавательных способностей, а воспитание - с общением и коллективными формами любой другой деятельности, но только не учебной, хотя она для всех школьников является ведущей. При таком подходе обучение с самого начала ориентировано на индивидуальные способы освоения предметного мира и его знаковых систем.
Обучение невозможно без общения: только благодаря общению оно становится фактором интеллектуального развития человека. Но там, где есть общение, так есть и воспитание, т. е. формирование человека как личности. В этом смысле общение в обучении, а стало быть, и само обучение, становится одновременно и фактором воспитания человека как личности.
Недооценка роли общения в практике обучения объясняется отчасти слабой научной разработкой проблем общения, как в психологии, так и в педагогике.
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через его отношения с окружающими людьми, особенно с детьми и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым использовать в воспитании социальные мотивы с целью оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.
Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми обусловлены спецификой возраста ранней юности, главным приобретением которого является открытие своего внутреннего мира, что порождает острую потребность в общении и одновременное повышение его избирательности.
Эмпирическое исследование проводилось путем поперечных срезов с применением следующего психодиагностического инструментария: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии; оценка уровня общительности (тест Ряховского); экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга).
В результате исследования было выяснено, что общение детей во взрослыми имеет свою динамику. Так, у детей изменяются показатели доверия к взрослым людям на протяжении младшего, среднего и старшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте доверие достаточно высокое, затем к подростковому возрасту показатели доверия падают, а в старшем школьном возрасте доверие к взрослым снова повышается. При чем стабильным оказывается то, что девочки младшего, среднего и старшего школьного возраста склоны больше доверять взрослым, нежели мальчики.
Устойчивыми оказались показатели коммуникабельности у детей. Только у девочек проявилась небольшая динамика коммуникабельности (увеличение уровня коммуникабельности с возрастом), мальчики продемонстрировали стабильность данного показателя.
Эмпатийность в общении со взрослыми имеет ярко выраженную динамику. Средними показатели эмпатийности к родителям и пожилым людям оказались в младшем школьном возрасте, у девочек эмпатийность к пожилым людям оказалась несколько выше, нежели у мальчиков; эмпатия к родителям одинакова у девочек и мальчиков младшего школьного возраста. В подростковом возрасте показатели эмпатии к родителям и пожилым людям оказались ниже, нежели в младшем школьном возрасте. Девочки-подростки имеют больший показатель эмпатии ко взрослым, нежели мальчики-подростки. Старшеклассники продемонстрировали более высокий уровень эмпатии к взрослым, нежели подростки, причем гендерных отличий в проявлении эмпатийности выявлено не было.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста