Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте
Введение 3
1. Теоретический анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5
1.1 Содержание нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности 5
1.2 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Механизм, задачи, средства и методы нравственного воспитания дошкольников 13
1.4 Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте 21
1.5 Игра как ведущая деятельность в развитии нравственности 26
2. Опытно-экспериментальное исследование по проблеме эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 31
2.1 Организация констатирующего эксперимента 31
2.2 Содержание формирующего эксперимента 37
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 40
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложени А 47
По мнению многих выдающихся педагогов «дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К шести-семи годам у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным правилам и нормам».
Своеобразие воспитания ребёнка в детском саду состоит, прежде всего, в том, что его повседневная жизнь и деятельность – игры, труд, различные занятия – протекают и организуются педагогом в условиях детского общества.
Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат разделы, которые специально посвящены воспитанию нравственности. Важность этой задачи очевидна: именно в дошкольном возрасте складываются основные моральные качества будущей личности ребенка, оформляется отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. На сегодняшний день проблема воспитания нравственных качеств у детей занимает значительное место в дошкольном воспитании. Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, – одна из актуальных проблем педагогики. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.
Цель исследования – выявить особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра и беседа как средства эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что систематическое проведение бесед и игр воспитателем в дошкольных учреждениях будет способствовать формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста ;
- провести опытно-экспериментальное исследование по проблеме эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста .
Методологическую основу работы составили исследования по проблеме становления базиса нравственности личности. Развитие личности ребенка дошкольного возраста в процессе социализации в человеческом сообществе и нравственного воспитания всегда было в центре внимания исследователей. Исследования Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина сделали их имена бессмертными в детской психологии и дошкольной педагогике именно потому, что эти ученые попытались сформировать целостный взгляд на развитие ребенка не просто как на процесс и результат качественных изменений в психике, но как на цель и результат нравственного развития и воспитания ребенка, как на процесс его «вращивания» в человеческую культуру.
Методы исследования: анализ теоретических источников, наблюдение, игра, беседа, эксперимент.
База исследования: МУДОУ «Детский сад № 14» г. Краснодара.
Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.
Нравственное развитие человека в своей основе заключает термины мораль и нравственность, которые рассматриваются как форма сознания, обеспечивающая, соблюдение личностью существующих в обществе норм, правил и принципов поведения.
Нравственные качества у человека не являются врожденными, они приобретаются и закладываются в сознание с детства, путем нравственного воспитания.
Формирование нравственных качеств опирается на собственный опыт ребенка, на практику его взаимоотношений с окружающими его взрослыми и сверстниками, и происходит это в старшем дошкольном возрасте. Именно активное умственное развитие в старшем дошкольном возрасте способствует формированию основных нравственных качеств.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным, обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему самостоятельно оценивать себя и свои действия, при этом, прежде всего, оцениваются те качества, которые чаще всего оцениваются окружающими, и от которых в большей степени зависит положение ребенка в группе. Таким образом, в повседневной жизни детского сада каждый день создаются новые возможности для углубления и уточнения этических представлений у детей.
Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания в детском саду является игра.
Выявляя исходный уровень сформированности нравственных качеств и эмоционального понимания этих качеств у детей старшего дошкольного возраста по диагностирующим методикам «Закончи историю»; «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), можно прийти к выводу, что дети старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень формирования нравственных понятий, так как работа по их формированию не была систематической, а полученные знания не использовались в практической деятельности.
Исходя, из выше сказанного был разработана система этических бесед по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: «доброта – злость», «трудолюбие – лень», «щедрость – жадность», «правдивость – лживость».
Занятия по этическим беседам проводились раз в неделю в течении месяца. Полученные знания детей о нравственных понятиях закреплялись в режимных моментах и в самостоятельной деятельности.
За время проведения комплекса занятий с элементами этических бесед, многие дети стали активнее включаться в работу, осознали смысловое значение таких нравственных качеств, как щедрость, взаимопомощь, правдивость, трудолюбие, сопереживание. Более того, осознание детьми смысла этих слов привело к постепенному присвоению этих нравственных качеств. Дети стали активно помогать друг другу, воспитателям на занятиях, на дежурстве, в делах группы. Так же стали использовать в речи понятия различных нравственных качеств, замечать их не только у других, но в некоторых ситуациях и анализировать свое поведение.
Выявляя контрольный этап эксперимента по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста по диагностирующим методикам, можно сделать вывод, что у большинства детей старшей группы, уровень сформированности нравственных качеств повысился благодаря систематическому проведению этических бесед.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста