Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 5
1.1. Понятие эмоционально-волевой сферы в психологической науке 5
1.2. Общая характеристика расстройств аутистического спектра у детей 13
1.3. Специфика эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 24
2.1. Организация, методы и методики исследования 24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Эмоционально-волевая сфера личности ребенка непосредственно влияет на все изменения в познавательной деятельности, происходящие в течение всего детства.
Эмоционально-волевая сфера дошкольника как психолого-педагогическая проблема сегодня является весьма актуальной, так как эмоциональное воспитание и развитие является основой, на которой строится личность человека. Знаменитый русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал исключительность значения эмоций и воли в личностном развитии ребенка, и настаивал на важности чувств и эмоций ребенка при реализации воспитания.
Эмоционально-волевая сфера является одним из главных аспектов становления личности, которая выполняет функцию регуляции жизнедеятельности. Эмоции рождаются и формируются под влиянием окружающего мира. Они играют значительную роль в психологической жизни человека, сопровождая любую его работу, проникая в любой психологический процесс.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы предполагают собой полиморфную группу, характеризующуюся разными клиническими признаками и психолого-педагогическими особенностями. При синдроме раннего детского аутизма присутствуют наиболее тяжелые эмоциональные нарушения. В кое-каких случаях эмоциональные нарушения сочетаются с интеллектуальной отсталостью или же задержкой психического развития. Для подростков и детей, больных шизофренией, также характерны подобные нарушения.
О дефицитности важнейшего психического механизма, играющего большую роль в становлении полноценной личности – эмоционально-волевой сферы, свидетельствует психологическое состояние детей с расстройствами аутистического спектра. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка является главным препятствием к формированию его полноценной личности. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования – процесс развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования – эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что у большинства старших дошкольников с расстройством аутистического спектра уровень развития эмоционально-волевой сферы будет средним и низким.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
- Выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий этап); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Выборка и база исследования: общеобразовательный центр для детей с нарушениями развития. В исследовании принимали участие 20 детей 6 лет с расстройством аутистического спектра.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
В психологии существует ряд точек зрения на соотношение эмоциональной и волевой регуляции, но в любом случае признается их тесная взаимосвязь. Эта связь настолько тесна, что в ряде случаев трудно провести четкую грань между этими сторонами регуляции деятельности. Механизмы эмоциональной и волевой регуляции настолько тесно переплетены между собой, что можно говорить об эмоционально-волевой регуляции деятельности. Разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психолого-педагогическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности в образовательных условиях, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма.
Детский аутизм – это искаженный вариант первазивного нарушения развития, связанный с дефицитом базальной потребности в общении, в следствии патологии прежде всего эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. Особенности регуляционно-волевых процессов при расстройствах аутистического спектра выражаются в отсутствии целенаправленных действий при полевом поведении до сконцентрированности на специализированных видах деятельности, требующих высокого уровня планирования, самоконтроля и др.
Наличие описанных ранее особенностей и нарушений свидетельствует о необходимости более углубленной диагностики детей в эмоционально-волевой сфере для определения группы, к которой принадлежит каждый ребёнок, что послужило бы огромной помощью для дальнейшей коррекции его эмоционального состояния, обучения. Также необходимо проведение коррекционной работы в этой области, что способствовало бы адаптации и социализации детей с РАС. И в этой работе главное своевременность. Чем раньше началась коррекционная работа, тем больше шансов у ребенка с РАС на успешную социализацию. Как правило, этот диагноз ставится уже к трем годам, а это значит, что именно воспитатели-педагоги детского сада начинают процесс становления социального и коммуникативного навыка ребенка. Социализация детей с РАС в современном мире усложняется из-за неготовности общества столкнуться в обычной жизни с их особенностями. Это говорит о необходимости двустороннего решения вопросов социализации детей с РАС. Помимо своевременной диагностики и коррекции данного нарушения, необходимо уделять значительное внимание распространению информации о нем, разрушать стереотипы общества, препятствующие адекватному восприятию людей с РАС.
Для изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей 6 лет с РАС были подобраны следующие методики и диагностические задания: методика «Рукавички», методика «Братья и сестры», методика «Социометрия», диагностическое задание «Какое настроение» (Л.С. Римашевская, модификация), диагностическое задание «Дежурим вместе». После проведения эмпирической работы мы сделали вывод, что развитие коммуникативных эмоционально-волевой сферы у детей 6 лет с РАС неоднородно.
На основе данных, полученных в результате исследования развития эмоционально-волевой сферы, имеющих расстройство аутистического спектра, мы сделали ряд выводов: дети 6 лет с РАС редко проявляют первые инициативу общения со сверстниками; коммуникативный навык общения детей с РАС со сверстниками носит эпизодический характер; дошкольники достаточно редко берут инициативу в процессе организации разных видов деятельности; отсутствует сотрудничество между детьми 6 лет с аутизмом даже при выполнении совместных заданий; для детей характерны проявления агрессии по отношению ко сверстнику и взрослому; замечается скудость эмоционального компонента у детей 6 лет с РСА.
Так, в группе нет детей, показавших высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Для детей 6 лет с РАС со средним уровнем развития эмоционально-волевой сферы характерно использование простых языковых форм, нелогичность в общении, используют речевые шаблоны, допускают паузы в речи. Дети с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы не могут свободно вести беседу, лишь односложно отвечают на вопросы, часто переспрашивают. Ответы их состоят из коротких фраз, в речевом высказывании используются заученные образцы. Эти дети владеют минимальным лексическим запасом.
В дальнейшем существует возможность разрабатывать данную тему и дальше, посредством углубленного изучения развития эмоционально-волевой сферы детей с РАС, а также разработке и апробации коррекционно-развивающей программы.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста