Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ 6
1.1 Сущность и особенности права на охрану здоровья 6
1.2 Сущность и особенности права на медицинскую помощь 8
ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ 12
2.1 Сущность и роль принципов охраны здоровья 12
2.2 Анализ судебной практики по вопросам защиты прав на охрану здоровья и медицинскую помощь 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Жизнь и здоровье всегда являлись и являются важнейшими ценностями каждого человека и гражданина, пренебрежение которыми приводит к необратимым последствиям. Право на здоровье - это социальное право, утрата которого умаляет значение многих других благ и ценностей. Его особенностью является то обстоятельство, что оно принадлежит человеку всю жизнь, еще до его рождения, на стадии эмбрионального развития. Права граждан в области охраны здоровья являются достаточно широким по содержанию понятием, включающим в себя взаимные права и обязанности государства и гражданина.
Рассматривая право на охрану здоровья, нельзя не обратить внимание на то, что в ст. 41 Конституции Российской Федерации наряду с правом на охрану здоровья закрепляется и право на медицинскую помощь. Однако в научной литературе отмечается, что понятие охраны здоровья более объемно, концептуально, чем медицинская помощь. Они соотносятся как часть и целое, конкретизируя и дополняя друг друга. Несмотря на конституционное закрепление указанной сферы прав, она не всегда имела одинаковое сущностное содержание.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время мы наблюдаем снижение количества больниц и клиник, количество станций скорой помощи, наблюдаем фактическую децентрализацию системы здравоохранения в стране и переход определенных обязательств по обеспечению медициной к субъектам.
Мы также можем отметить проблемы, связанные с сокращением финансирования медицинского обслуживания, а также снижение уровня качества медицинского обслуживания. Тут же можно отметить проблемы с отсутствием конкретики в регулировании объема медицинских услуг, предоставляемых частными клиниками.
Мы не можем говорить об отсутствии нормативной базы, способной охватить отмеченные выше проблемы. В первую очередь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в статье 41 закрепляет Конституция Российской Федерации.
В качестве отдельной базы мы выделяем Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный закон в 4 Главе определяет основные права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья. Комментарии к отдельным статьям свидетельствуют о том, что медицинские услуги могут быть оказаны как в государственных, так и муниципальных учреждениях здравоохранения. Регулирование получили также вопросы бесплатного, то есть за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений предоставления медицинских услуг.
Кроме указанных норм, мы должны обратить внимание на Постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Данная норма как раз и усугубило положение граждан. Постановление усилило коммерциализацию системы здравоохранения. Люди начали задаваться вопросом: стоит ли обращаться за бесплатным медицинским обслуживаем, даже если у них появляются такие льготы. Иной раз, они предпочитают заплатить свои личные денежные средства, будучи уверенными, что так у них есть больше шансов на эффективное лечение. Опять же еще раз отметим, что население считает бесплатное обслуживание менее качественным. Это правосознание, как и по другим вопросам, сложилось у населения не просто так. Но практика последних 10–15 лет показывает снижение уровня качества медицинского обслуживания. Это и говорит о нарушении прав граждан на оказание медицинской помощи.
Но мы говорим не только о социальной направленности этого вопроса, поэтому вернемся к Постановлению. Оно закрепило объем госгарантий госуслуг, но несмотря на это существует открытый перечень предоставляемых сверх этого услуг (частных), которые и нарушают нормальное функционирование системы здравоохранения. Это то, о чем уже отметили выше. Люди нуждаются в конкретных показателях: какие именно гарантии они могут получить при обращении за госуслугами, а какие дополнительные затраты им понадобятся, если доводить свое лечение до конца.
Еще одна проблема, которая также связана с медициной, касается права на санитарно-курортное лечение. Тут мы наблюдаем неравноправие категорий граждан при получении доступа к такой льготе.
Степень разработанности. Исследуемая тема широко освещена в научной литературе. Отдельные аспекты тема нашли свое отражение в трудах Д.А. Веденева, Т.В. Кириченко, А.С. Горелика, Ф.Ю. Бердичевского, Д.Ю. Мамонтова, В.П. Новоселова, А.И. Пискуна и другие.
Целью исследования является анализ права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В связи с указанной целью в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности права на охрану здоровья;
- охарактеризовать сущность и особенности права на медицинскую помощь;
- проанализировать сущность и роль принципов охраны здоровья;
- провести анализ судебной практики по вопросам защиты прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- Российское законодательство объясняет охрану здоровья населения как систему политических, экономических, правовых, культурных, социальных, научных, санитарных, медицинских, противоэпидемиологических мер. Их комплекс направлен на сохранение здоровья (психологического и физического) каждого члена социума, поддержание его активного долголетия, оказание квалифицированной медицинской помощи в случае ее необходимости. В обязанности государственной власти входит охрана здоровья населения. Существует закон 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан», в котором закреплены все основные положения, касающиеся проведения политики по поддержке оптимального уровня здоровья среди населения. 323-ФЗ призван регламентировать отношения, которые возникают в области охраны здоровья каждого гражданина страны. В частности, закон определяет следующие явления: экономические, организационные и правовые основы в представленной сфере; права и обязанности федеральных и региональных органов власти в области охраны здоровья; ответственность инстанций, в обязанности которых входит поддержание оптимального уровня здоровья среди населения; функции и полномочия представителей фармацевтики и медицины и т. д. Под охраной здоровья 323-ФЗ понимает ряд экономических, политических и правовых мероприятий, направленных на профилактику, укрепление и сохранение здорового состояния человека. В статье 29 323-ФЗ «Об охране граждан и их здоровья» говорится о том, как именно должна формироваться и функционировать система здравоохранения. Вот что здесь нужно выделить: обеспечение санитарных и эпидемиологических условий для благополучия граждан; организация качественного оказания первой врачебной помощи; разработка и реализация отдельных мероприятий по профилактике и лечению заболеваний; управление деятельностью медицинских учреждений в области здравоохранения. На федеральном уровне рассматриваемую область составляют следующие органы: исполнительные инстанции; подведомственные органы из исполнительной ветви власти. Региональную систему составляют инстанции местного самоуправления и подведомственные им органы. В статье 85 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» приведены нормы, в соответствии с которыми государство должно реализовывать ряд контрольно-надзорных функций. Здесь стоит обратить внимание: на контроль безопасности и качества врачебной и фармацевтической деятельности; на государственный контроль над обращением изделий медицинского типа; на федеральный санитарно-эпидемиологический контроль. Реализовывать свои функции надзорного характера государство должно через специальные инстанции и органы.
- Здоровье населения - важный объект для изучения, анализа экспертами ВОЗ и иных медицинских организаций. Он помогает узнать важные характеристики всего общества, применить их относительно какого-либо из его членов. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
- Согласно действующему законодательству, для поддержания состояния физического, психического, а также социального благополучия, гражданам требуется как самостоятельно следить за собственным здоровьем (ведение здорового образа жизни - неотъемлемая часть которого отказ от злоупотребления алкогольными напитками, табаком и наркотическими веществами), так и осуществление целого комплекса мер в рамках системы охраны здоровья граждан. Для этих целей законодатель разработал ряд принципов - т.е. основных идей, предназначенных для регулирования отношений в сфере охраны здоровья людей. Принципы охраны здоровья граждан РФ содержатся в ФЗ №323 от 21 ноября 2011 года. В главе 2 323-ФЗ устанавливаются основные идеи, принципы и положения, на которых должна базироваться вся представленная система. Вот что здесь стоит выделить: строгое соблюдение тайны врача; приоритет интересов пациента, охраны здоровья детей, профилактики здоровья и др. ответственность государственных органов и местных самоуправленческих инстанций за организацию защиты здоровья граждан; доступность и высокое качество врачебной помощи; социальная защищенность граждан и т. д. Естественно, это далеко не все принципы, на которых выстраивается и функционирует система охраны здоровья.
- Довольно часто в последнее время можно услышать в СМИ информацию о том, что тот или иной медицинский работник был привлечен к уголовной ответственности за неоказание помощи больному. При этом данный состав преступления имеет некоторые особенности при квалификации, которые необходимо учитывать при привлечении виновных лиц к ответственности. Законодатель, определяя в действующем уголовном праве норму о неоказании медицинской помощи нуждающемуся в ней человеку, исходит из принципа гуманности и приоритета жизни и здоровья населения. В связи с этим привлечение виновных лиц к уголовной ответственности является необходимой мерой дисциплинированности врачей и иного медицинского персонала в выполнении возложенных на них обязанностей.
Подобные работы
- Взаимодействие права и морали
- Взаимосвязь внимания, ощущения и восприятия. Учёт этих явлений в юридической практике
- Взаимосвязь мышления, речи и воображения. Учёт этих явлений в юридической практике
- Государственный суверенитет
- Информация как объект правового регулирования
- Органы государства
- Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
- Особенности установления юридической основы дела
- Понятие и виды государственных органов
- Понятие и виды политических режимов