Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Правовое воспитание: понятие, формы, методы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Понятие и сущность правового воспитания 6
1.2. Современные формы и методы правового воспитания 10
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ 13
2.1. Общая характеристика правового воспитания в России 13
2.2. Актуальные проблемы правового воспитания 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22
Для построения гражданского общества и правового государства можно выделить множество значимых факторов. Но одним из самых важных является правовое воспитание - многослойное и разностороннее правовое явление, являющееся одним из аспектов общечеловеческой культуры. Выработка и развитие основных направлений правового воспитания занимает сейчас одно из ведущих мест в системе юридического образования. Правовое воспитание характеризует духовную сторону жизни общества. Оно взаимосвязана с такими понятиями как право, правовые отношения, правосознание, правопорядок, законность, правотворчество, законотворчество, правоприменительная и юридическая деятельность. Она регулирует взаимоотношения людей, выступает инструментом стабильности общества. Состояние правовой культуры государства является важным показателем уровня зрелости конкретной правовой системы. Что в полной мере можно отнести и к Российской Федерации.
Актуальность темы можно объяснить тем, что без должного понимания правового воспитания как явления, без изучения его особенностей в нашем государстве и без применения методов её совершенствования невозможно эволюционирование России как правового государства, а также построение гражданского общества и должное развитие всех сфер жизни.
Говоря о разработанности темы исследования, следует отметить, что исследованию правового воспитания как целостного явления уделялось меньше внимания, чем исследованию его отдельных компонентов и аспектов. Теоретическую основу составили труды С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.М.Васильева, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко, Н.Л. Гранат, В.Д. Зорькина, В.П. Казимирчука, Н.М. Кейзерова, Д.А. Керимова, С.Э. Крапивенского, И.А. Крыгиной, Т.Н. Радько, И.Ф. Рябко, В.П.Сальникова, А.П. Семитко, Н.Я. Соколова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, О.И.Цыбулевской, Л.С. Явича и др. Конечно мы не можем не оценить вклад других русских учёных, которые по сути не являлись юристами, но проводили работы в смежных областях науки: Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, П.А. Кропоткина, Д.С. Лихачева, С.М. Соловьева, Г.В. Плеханова, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и др.
Целью работы является всестороннее изучение правового воспитания, его понятия, форм и методов.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность правового воспитания;
- охарактеризовать современные формы и методы правового воспитания;
- дать общую характеристику правового воспитания в России;
- выявить актуальные проблемы правового воспитания.
Методами исследования являются общенаучный, а именно диалектический, он предполагает изучение правовых явлений с точки зрения законов диалектики. Он позволяет выяснить природу государства и права, проникнуть в их сущность, особенности, понять механизмы функционирования их, а также правотворчества и правоприменения. При анализе теоретических источников использовались индуктивный и дедуктивный методы. И, как в практически каждом исследовании, конечно, нельзя обойтись без анализа и синтеза. К числу же частнонаучных методов можно отнести социологический, формально-юридический, сравнительный, исторический, логический, системный, нормативный, функциональный, благодаря им производится существующего анализ и разбор существующего права и практики его применения.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, указанные выше и в библиографическом списке, касающиеся правовой культуры, её особенностей в Российской Федерации, проблем её совершенствования и развития.
Нормативной базой исследования являются международно-правовые акты Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
На сегодняшний день в современной России от правового воспитания человека зависит будущее не только нашей страны, нашего народа, но и всемирной правовой системы. От неграмотности и незнания законов страдает всё большее количество граждан. Некоторые, в силу незаинтересованности в своих законных правах, даже не находят сил на их изучение потому, что им это ни к чему, а другие признают лишь полное беззаконие и не хотят мириться с мыслью, что в современном обществе правовоспитанный гражданин имеет достаточное количество преимуществ перед другими гражданами. Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и общественности, которая оказывает воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций, на послушание закону и соблюдение норм права.
Правое воспитание можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле говорят о правовом формировании личности. Оно представляет собой процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества под влиянием совокупности факторов: социально-экономические, политические, идеологические, духовно-нравственные и т.д. На практике, правовое воспитание личности невозможно планировать в отрыве от объективных факторов. В узком смысле правовое воспитание определяют, как целенаправленную деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивого правомерного поведения.
К формам правового воспитания относятся:
- правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
- правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
- юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).
Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.
Выделяют три метода правового воспитания: убеждение, поощрение, принуждение.
Средства правового воспитания делятся: на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.); устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.
Цель правового воспитания – сформировать в сознании такой образ поведения, в котором базовые духовно-нравственные качества (честь, честность, ответственность, долг, и т.д.), подкреплённые знанием права и устройством жизни, позволяют создать из отдельно взятого индивида прогрессивного гражданина. В этот образ входит и чувство личной ответственности, и правомерное поведение, и активная жизненная и гражданская позиция – всё это является фундаментом в демократическом гражданском обществе.
В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.
Подобные работы
- Взаимодействие права и морали
- Взаимосвязь внимания, ощущения и восприятия. Учёт этих явлений в юридической практике
- Взаимосвязь мышления, речи и воображения. Учёт этих явлений в юридической практике
- Государственный суверенитет
- Информация как объект правового регулирования
- Органы государства
- Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
- Особенности установления юридической основы дела
- Понятие и виды государственных органов
- Понятие и виды политических режимов