Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Правовой статус должностного лица осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
Введение 3
1. Должностные лица оперативных подразделений в системе субъектов привлекаемых к осуществлению оперативно-розыскных действий 5
1.1 Виды должностных лиц органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (разграничение полномочий) 5
1.2 Роль должностного лица осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в уголовном судопроизводстве 9
2. Особенности компетенции должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 14
2.1 Система органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 14
2.2 Система МВД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 18
2.3 Система ФСБ при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 23
2.4 Система ФСИН при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД), будучи специфическим видом правоохранительной деятельности, есть важная составляющая государственного противодействия преступности. Роль и значение ОРД возрастает, что связано с повышением организованности и профессионализации преступности в современной России. Законодательная оптимизация нормативно-правового регулирования ОРД убедительное свидетельство осознания законодателем значимости такой деятельности.
Основная особенность оперативно-розыскной деятельности состоит в использовании компетентными государственными органами и их должностными лицами преимущественно негласных возможностей в целях реализации конкретных задач, определяемых их функциями.
Субъектами, непосредственно осуществляющими ОРД, являются оперативные подразделения и их сотрудники, входящие в состав государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД.
Цель работы – исследовать правовой статус должностного лица осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Задачи:
- рассмотреть виды должностных лиц органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (разграничение полномочий);
- выявить роль должностного лица осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в уголовном судопроизводстве;
- проанализировать особенности компетенции должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации, регулирующее общественные отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Должностным лицом - участником оперативно-розыскной деятельности признается лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию реализует функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД или контроля и надзора за ней. Классификация должностных лиц в ОРД предусматривает их градацию на две группы: осуществляющих ОРД и контролирующих либо надзирающих за ней. Оперативник является основным должностным лицом, непосредственно осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Роль должностного лица осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в уголовном судопроизводстве определяется: общностью задач ОРД и уголовного судопроизводства; прямым указанием в процессуальном законодательстве на обязанности органов дознания принимать необходимые розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление; направленностью ОРМ на информационное обеспечение уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, предварительного расследования и органов судебной власти; уголовно-процессуальным характером некоторых оснований для проведения ОРМ; направленностью ОРД на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, защиты их прав и законных интересов; установлением в оперативно-розыскном законодательстве порядка использования результатов ОРД для подготовки и осуществления следственных действий и проведения ОРМ; некоторой общностью правового регулирования деятельности субъектов ОРД и уголовного судопроизводства; корреляцией норм ФЗ об ОРД и УПК.
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: органов внутренних дел Российской Федерации; органов федеральной службы безопасности; федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов Российской Федерации; службы внешней разведки Российской Федерации; федеральной службы исполнения наказаний.
Нормативные акты МВД, регламентирующие деятельность конкретной службы, подразделения, определяет формы такого участия, оперативно-разыскные средства и методы, которые ее сотрудники могут и обязаны применять в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также при розыске преступников. Оперативно-разыскные функции этих служб неодинаковы, зависят они от их компетенции. Все они выполняют по отношению к оперативным подразделениям обеспечивающую функцию. Однако помощь, оказываемая оперативным подразделениям ОВД, в реализации задач создает необходимые условия для их успешного решения.
Полномочия органов ФСБ, касающиеся ОРД, определены в ст. 12 ФЗ о ФСБ. Органы федеральной службы безопасности осуществляют ОРД для целей борьбы с преступностью, борьбы с терроризмом, контрразведывательных и разведывательных целей, обеспечения пограничной деятельности, обеспечения информационной безопасности.
В свою очередь, задачами ФСИН при осуществлении оперативно-розыскной деятельности являются: обеспечение собственной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, личной безопасности осужденных, персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иных лиц, сохранности имущества на объектах уголовно-исполнительной системы; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы преступлений и злостных нарушений установленного порядка меры пресечения и отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершающих побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов (и помещений, к ним приравненных), а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания; предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, стоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Таким образом, оперативно-розыскная деятельность направлена на выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, т.е. представители оперативно-розыскной деятельности ограничивают свою задачу и ее решение наличием признаков преступного деяния и изобличением виновных в его совершении.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования