Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Правовой статус иностранцев в международном праве: история и перспективы развития
Введение 3
1. Понятие и правовые основы правового статуса иностранцев в международном праве 5
1.1. Понятие «иностранный гражданин» в международном и национальном праве 5
1.2. Национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный правовой режим иностранных граждан в международном праве 9
2. Законодательная регламентация правового статуса беженцев 20
2.1. Особенности правового статуса беженцев 20
2.2. Права и обязанности лица, имеющего статус беженца 28
Заключение 33
Список использованных источников 37
Актуальность темы исследования состоит в том, что развитие международного сотрудничества, интеграция России в мировое сообщество, интенсификация деловых отношений в области экономики, науки и культуры сопровождаются перемещением большого количества людей из государства в государство, что объективно создает условия для проживания в России иностранных граждан, число которых постоянно увеличивается.
Существенной характеристикой статуса иностранных граждан является правовой режим как сумма прав и обязанностей иностранных физических лиц в государстве. Выделяется единая цепь правовых режимов, которые вероятны для предоставления иностранцам, находящимся на территории Российской Федерации. Основным правовым режимом, назначенным Конституцией Российской Федерации, является национальный режим. Однако, законодательство Российской Федерации не проводит разделения между всевозможными видами режимов, эти взгляды являются выработанными наукой. В данном исследовании анализируются разные виды режимов, предоставляемые иностранцам.
В связи с современной политической ситуацией и проводимой специальной военной операции на Украине в РФ прибывает большое количество украинских беженцев. Поэтому в рамках курсовой работы нами рассмотрен такой актуальный вопрос как законодательная регламентация правового статуса беженцев.
Таким образом, в связи с вышеизложенными обстоятельствами тема правового положения иностранцев в международном праве является особо актуальной.
Целью работы является исследование особенностей правового статуса иностранных граждан в международном праве.
Для достижения указанной цели была предпринята попытка решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «иностранный гражданин» в международном и национальном праве;
- исследовать правовые режимы иностранных граждан в международном праве;
- выявить особенности правового статуса беженцев;
- исследовать права и обязанности лица, имеющего статус беженца.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации иностранными гражданами своих прав и обязанностей на территории Российской Федерации.
Предметом исследования составляет совокупность конституционных и законодательных положений, закрепляющих правовой статус иностранных граждан в международном праве.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и следующие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и иных научных методов познания социально-политических методов и процессов. Их употребление разрешило изучать анализируемые объекты во взаимосвязи, единстве, полно и беспристрастно.
Структура курсовой работы обусловлена ее содержанием и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Иностранный гражданин – это лицо, которое находясь на территории определенного государства, гражданином которого оно не является, имеет доказательство наличие гражданства иного государства. При этом по общему правилу статус иностранного гражданина не зависит от длительности пребывания лица в соответствующем иностранном государстве. Иными словами, иностранные граждане могут быть как временно пребывающими в иностранном государстве, так и постоянно проживающими в нем.
Нами рассмотрены основные виды режимов, предоставляемых иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства как в международной, так и в российской практике на основе законодательства Российской Федерации, например, Конституции РФ и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также международных договоров и соглашений.
Национальный режим – это режим, предоставляющий иностранным гражданам в определенной области правового регулирования равные права с гражданами государства пребывания.
Режим наибольшего благоприятствования предполагает предоставление иностранцев прав и обязанностей, отличных от аналогичных категорий, предусмотренных для граждан страны пребывания. Подобный режим в большинстве случаев устанавливается на началах взаимности в соответствии с достигнутой между конкретными государствами договоренностью.
Характеристика специального правового режима в целом схожа с рассмотренным выше режимом наибольшего благоприятствования, поскольку он также предполагает допущение определенных преимуществ в отношении иностранных граждан, находящихся на территории государства, в котором установлен соответствующий режим.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории Российской Федерации.
Иностранным гражданам на территории России представлен широкий круг прав и свобод наравне с собственными гражданами государства. Однако в каждом виде рассмотренных прав существуют ограничения, предусматривающие иные условия использования иностранными гражданами данных прав. Кроме того, 12 иностранные граждане несут обязанности так же, как и граждане Российской Федерации. При этом, возлагаемые на них обязанности они должны соблюдать независимо от того проживают они в России постоянно или временно. Все иностранные граждане во время их пребывания на территории России вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах, которые осуществляют непосредственный контроль за их проживанием, передвижением, а также осуществлением ими трудовой деятельности на данной территории, который регулируется российским законодательством, а также международными договорами.
В связи с современной политической ситуацией и проводимой специальной военной операции на Украине в РФ прибывает большое количество украинских беженцев. Поэтому в рамках курсовой работы нами рассмотрен такой актуальный вопрос как законодательная регламентация правового статуса беженцев.
Как видно из приведенных содержательных характеристик определения понятия «беженец», можно признать, что они в полной мере имплементированы в ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 45281 «О беженцах». Это свидетельствует о соответствии комментируемого определения положениям современного международного права.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям.
При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации). Система прав, которая может быть предоставлена лицу, которое получило результаты рассмотрения ходатайства на предоставление статуса беженца определено в пункте первом статьи шестой ФЗ № 4528-1 от 19.02.1993 года.
Таким образом, Конституцией Российской Федерации определено, что такие граждане, имеющие статус иностранца, а также лица, не имеющие такового статуса и не являющиеся гражданами России, несут все права и обязанности согласно статуса гражданина России. Исключения оговорены в специальных международных соглашениях и договорах. Данное определение подразумевает что права таких лиц могут быть ограничены исходя их условий законодательства и по договорённости согласно международных обязательств РФ.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования