Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Правовой статус несовершеннолетних в образовательной системе
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
1.1. Правовое положение несовершеннолетних по российскому законодательству 5
1.2. Особенности реализации прав и интересов ребенка 10
ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 15
2.1. Правовая защита прав ребенка 15
2.2. Дисциплинарная ответственность как мера правового воздействия на обучающихся образовательных организаций 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Современный этап развития российского общества характеризуется осуществлением коренных общественно-политических и социально-экономических преобразований. Эволюция предполагает наличие подобных переходных состояний, характеризующихся усилением нарушений социального равновесия. Особую актуальность в подобных условиях приобретают вопросы построения системы средств регулирования общественных отношений, способных обеспечить эффективность государственного управления.
В первую очередь это касается образования, «... являющегося показателем и базой социальных отношений и определяющего развития общества». Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) ознаменовало собой переход к новому этапу эволюции развития механизма правого регулирования образовательных отношений, в результате чего возникла необходимость проведения специальных исследований, в том числе направленных на изучение особенностей правового статуса участников образовательных отношений.
В России последние десятилетия правовому статусу несовершеннолетних уделяется все большее внимание. Их права и законные интересы находятся в поле зрения государственного регулирования, ввиду чего моделируются новейшие перспективы для модернизации уже устоявшихся форм управленческой деятельности.
При этом вопросы совершенствования способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, по соблюдению учебной дисциплины несовершеннолетними гражданами являются актуальными в настоящее время. Личная ответственность перед обществом, сформированная в сознании несовершеннолетнего в период обучения в образовательной организации, служит гарантией правопорядка в государстве. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Степень изученности темы. Вопросы правового статуса несовершеннолетних в образовательной системе ранее исследовались в работах многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, таких авторов как: Абрамов В.И., Богданова Г.В., Бреднева В.С., Горобец В.Д., Долженко В.Ф., Дольникова Л.А., Кабышев О.А., Казанцева А.Е., Козырин А.Н., Колесов П.П., Корф Д.В., Ломакина Т.Ю., Нейматов Я.М., Рожков И., Розин В.М., Савицкий И., Советов И.К., Суббето А.И., Сырых В.М., Шкатулла В.И.
Объект исследования – правовой статус несовершеннолетних в образовательной системе.
Предмет исследования – особенности правового воздействия на обучающихся в образовательной системе.
Цель работы – исследовать особенности правового статуса несовершеннолетних в образовательной системе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать правовое положение несовершеннолетних по российскому законодательству;
- исследовать особенности реализации прав и интересов ребенка;
- проанализировать правовую защиту прав ребенка;
- охарактеризовать дисциплинарную ответственность как мера правового воздействия на обучающихся образовательных организаций.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик: изучение учебной литературы и материалов периодической печати; метод сравнения; метод анализа.
Источниковую (нормативно-правовую) базу исследования составили дейс твую щие нормативные прав овые акты Росс ийск ой Федерации, соде ржащ ие в себе вопр осы прав овог о статуса несо верш енно летн их в обра зова тель ной системе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
На сегодняшний момент законодательство о несовершеннолетних является довольно развитым. Правовой статус несовершеннолетних в разных отраслях права регулируется отдельными нормами, отражающими специфику участия несовершеннолетних в тех или иных общественных отношениях. Среди элементов правового статуса несовершеннолетних особое развитие получили права несовершеннолетних, обязанности же на законодательном уровне менее всего развиты. В тоже время анализ законодательства показывает, что на некоторые сделки с участием несовершеннолетних в российском законодательстве предусмотрены запреты, что ограничивает их гражданские права.
Вместе с тем, наделяя ребенка правами и устанавливая обязанности, семейное законодательство РФ, во-первых, не всегда однозначно определяет эти права и обязанности ребенка; во-вторых, существенно сужает возможность самостоятельно их осуществлять; в-третьих, не содержит четкого и надлежащего правового механизма, обеспечивающего интересы ребенка при осуществлении законными представителями и иными лицами, и органами прав ребенка. Некоторые правила, устанавливающие права ребенка, изложены не ясно, а в отдельных случаях остаются не урегулированными нуждающиеся в регламентации права, обеспечивающие благополучное развитие ребенка. Нельзя не заметить и противоречия между нормами семейного законодательства, определяющего правовой статус ребенка.
Но всё же законодательство Российской Федерации предоставляет необходимые способы и возможности для защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних. Основной проблемой остается низкий уровень осведомленности граждан о способах и возможностях защиты своих детей. Родителям важно понимать, что защита прав и свобод своих детей является не просто их правом, а обязанностью. В противном случае, компетентные органы могут обратить внимание и на родителей, чье бездействие наносит ребенку вред.
Законодательство об образовании и подзаконные акты содержат ключевые нормы, касающиеся дисциплинарной ответственности обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Данные нормы содержат гарантии для обучающихся, направленные на необходимость обеспечить справедливое и адекватное применение мер дисциплинарных взысканий к лицам, зачастую неспособным эффективно защищать свои права и интересы. Анализ норм Федерального закона № 273-ФЗ и соответствующего Приказа Минобрнауки России показывает, что во многом используются проверенные и проработанные в рамках судебной и иной правоприменительной практики конструкции трудового права в отношении дисциплинарной ответственности. Данный подход представляется оправданным, учитывая некоторое сходство правовых отношений между работодателем и работником, с одной стороны, и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимся, с другой стороны, в частности, неравновесный характер этих отношений, длительность и значимость отношений для работника и обучающегося, как «слабой» стороны правоотношений.
Подобные работы
- Административная ответственность юридических лиц
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Актуальные правовые проблемы регулирования кредитного договора и пути их решения
- Анализ федерального закона о статусе судей в РФ
- Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
- Виды гражданских правоотношений
- Вина как условие гражданско-правовой ответственности
- Вопросы уголовной ответственности за экологические преступления
- Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Групповые и косвенные иски