Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Правовые и теоретические аспекты института устройства детей, оставшихся без попечительства родителей
Введение 2
Глава 1. Правовые и теоретические аспекты института устройства детей, оставшихся без попечительства родителей 6
1.1 Правовое регулирование института устройства детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 14
1.3 Правовой статус компетентного органа, выявляющего детей, оставшихся без попечения родителей 21
Глава 2. Анализ правоприменительной практики органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей 27
2.1 Полномочия и функции органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей 27
2.2 Деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей 35
2.3 Анализ эффективности деятельности органов опеки и попечительства Оренбургской области, по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей 40
Заключение 46
Библиографический список 50
В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса Российской Федерации, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав и ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.
Вопросы выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. В последние годы данная проблема приобрела особую актуальность.
В настоящее время в Российской Федерации наметилась тенденция по увеличению устройства детей, оставшихся без попечения родителей. По оперативной информации в 2022 году устроено на воспитание в семьи граждан детей, лишенных родительского попечения, на 11,2% больше, чем в 2021 году. Соотношение устроенных детей к выявленным составляет 108,5 %. Это привело к снижению числа детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 15,4 % (с 1899 до 1606 детей).
Указанная статистика позволяет сделать вывод, что Российское государство в последние годы уделяет необходимое внимание приоритетной форме устройства ребенка в семью, реализуя государственную политику по оказанию содействия в устройстве детей в России, оставшихся без родительского попечения.
Существующая система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может реально противодействовать наметившейся социально негативной тенденции увеличения количества таких детей.
Повышение актуальности и практической значимости проблем, связанных с защитой прав детей, обозначаются на уровне Президента и Правительства Российской Федерации, получают отражение в международных договорах, федеральных целевых программах, посланиях Президента, запросах Государственной Думы. Так Президентом в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012г. указывается, что: «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение...».
Совершенствование существующей системы выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной из актуальных задач реформирования современного законодательства.
Действующее законодательство в данной сфере носит достаточно несовершенный характер. Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики, что не способствует эффективности их применения и решению стоящих перед обществом задач.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы (дипломной работы) заключается в анализе правовых основ по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель выпускной квалификационной работы (дипломной работы) – изучить правовые и теоретические аспекты института устройства детей, оставшихся без попечительства родителей и провести анализ правоприменительной практики органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– изучить правовое регулирование института устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
– рассмотреть формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
– определить правовой статус компетентного органа, выявляющего детей, оставшихся без попечения родителей;
– рассмотреть полномочия и функции органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей;
– изучить деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
– провести анализ эффективности деятельности органов опеки и попечительства Оренбургской области, по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет выпускной квалификационной работы (дипломной работы) – нормы семейного законодательства регулирующие выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, научная и специальная литература по теме исследования, материалы правоприменительной практики.
Объектом выпускной квалификационной работы (дипломной работы) выступают общественные отношения, определяющие выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений.
Основной нормативно-правовой базой выступили следующие нормативно-правовые акты:
– Конституция Российской Федерации;
– Семейный кодекс Российской Федерации;
– федеральный закон 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
– федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
– федеральный закон от 24.05.2008 №48-ФЗ «Об опеки и попечительстве»;
– закон Оренбургской области от 06 марта 1998 года № 256/76-ОЗ «Об организации работы органов опеки и попечительства Оренбургской области».
Теоретической основой выпускной квалификационной работы (дипломной работы) выступили учебные пособия, статьи и монографии таких научных деятелей как, А. В. Баранашник, Г. С. Джумагазиева, Н. Ф. Дивицына, С. А. Евтушенко, Е. П. Менкеева, А. А. Морковкина, А. В. Томаров, Л. А. Федосеева, Ю. А. Черепушкина и других авторов.
При написании выпускной квалификационной работы (дипломной работы), были использованы методы анализа и синтеза, индуктивные и дедуктивные методы, методы правового и исторического сравнения, эмпирические методы.
Структура выпускной квалификационной работы (дипломной работы) состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Правовое регулирование основ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации представлены достаточно широкой системой нормативно - правовых актов.
Правовую базу составляют: международные соглашения, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты: Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации.
правовое регулирование института устройства детей, оставшихся без попечения родителей имеет достаточное количество источников правового регулирования. Система источников правовых основ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью представлена достаточно широкой системой нормативно-правовых актов. Правовую базу составляют: международные конвенции и соглашения, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты: Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государство. На текущем этапе развития общественны
В настоящее время одной из главных проблем в обществе являются проблемы детей. С появлением ребенка в семье растут материальные потребности и при этом снижаются доходы. Оптимальная модель организации материальных условии обеспечения подрастающего поколения включает два элемента: во-первых, уровень оплаты труда работника (даже минимальный) должен включать компоненту воспроизводства не только самого работника, но и его потомства; во-вторых, в условиях существенного отклонения структуры семьи (многодетность или неполные семьи) государство должно осуществлять защиту детей от «анормальных» условий – жизни, обеспечивая им необходимые условия жизни и социализации.
В целом, в стране уже на новый уровень поставлена работа с детьми, оставшихся без попечения родителей: создан и ведется государственных банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство.
Административная деятельность различных органов и учреждений по обеспечению прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей – это такой правовой институт, который нуждается в уточнении ряда дефиниций, выдвижение предложений о формулировании и совершенствовании уже имеющихся юридических конструкций и зачастую и рациональные предложения о появлении новых.
Правой статус компетентного органа, выявляющего детей, оставшихся без попечения родителей определен федеральным законом от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Гражданским кодексом Российской Федерации, в который установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Семейным кодексом Российской Федерации определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрации).
Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства отнесены к органам местного самоуправления.
Государственное регулирование деятельности института опеки и попечительства касается практически всех сторон деятельности уполномоченных органов и назначенных лиц на роль опекунов и попечителей.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Полномочия органа опеки и попечительства на основании Закона Оренбургской области от 26.11.2007 г. № 1731\357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», постановления главы администрации Северного района Оренбургской области от 14.01.2010 г. № 4-п «Об определении уполномоченного органа» (орган опеки и попечительства) возложены на отдел образования администрации г. Оренбург.
Работа по опеке и попечительству в 2022 году осуществлялась в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, руководствуясь муниципальными нормативными актами, регламентами, приказами.
На 1 января 2023 года в районе по статистическим данным всего 1624 ребенка. В замещающих семьях воспитывается 39 детей в них: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 36 (2021 г. – 39 чел.), в т.ч. 30 детей – в 20 семьях опекунов и попечителей, 6 детей – в 4 приемных семьях, 3 детей находятся под добровольной опекой. Из 36 детей, оставшихся без попечения родителей – 8 детей являются круглыми сиротами, 3 дети -инвалиды. В 6 семьях 6 детей имеют статус усыновленных.
Таким образом, рассмотрев данные о деятельности органов опеки и попечительства Оренбургской области, по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, стоит отметить, что она проходит эффективно, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области в сфере опеки и попечительства.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования