Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Правовые основы защиты служебной тайны
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика служебной тайны как конфиденциальной информации 7
1.1. Понятие, признаки и правовая основа служебной тайны 7
1.2. Виды служебной тайны, соотношение с коммерческой тайной 11
Глава 2 Особенности правовой охраны и защиты прав на служебную тайну 21
2.1. Правовая охрана прав на служебную тайну 21
2.2. Правовая защита прав на служебную тайну 26
Глава 3 Проблемы и перспективы развития правового регулирования защиты служебной тайны 38
3.1. Актуальные проблемы правового регулирования защиты служебной тайны на современном этапе развития законодательства 38
3.2. Перспективы развития правового регулирования защиты служебной тайны в условиях информационного общества 42
Заключение 47
Список использованных источников информации 50
В современных условиях в государстве возрастает значение информации, которая связанна с ее созданием, обработкой и передачей, что свидетельствует о переходе от индустриального общества, к информационному. Высокая роль информации в государстве, привела к появлению и развитию социальных отношений, в сфере информационных процессов. Как показывает, анализ правового регулирования, с сфере защиты информации, что существует проблемы нормативно-правового регулирования.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что охрана служебной тайны приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства, и экономической конкуренции. Правовой режим служебной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений, неправомерное распространение которых может нанести наиболее тяжкие неблагоприятные последствия.
Несмотря на существование различных подходов к пониманию служебной тайны и к механизму её регулирования, данный институт является одним из менее теоретически разработанных институтов информационного права.
Все это обуславливает актуальность исследования института служебной тайны с учетом уже сформированной системы информации ограниченного доступа в Российской Федерации, а также современных закономерностей эволюции данного института в условиях развития информационного общества.
Целью исследования является анализ проблем и перспектив правового регулирования защиты служебной тайны.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки и правовую основу служебной тайны;
- охарактеризовать виды служебной тайны, выявить соотношение с коммерческой тайной;
- исследовать особенности правовой охраны прав на служебную тайну;
- проанализировать особенности правовой защиты прав на служебную тайну;
- выявить актуальные проблемы правового регулирования защиты служебной тайны на современном этапе развития законодательства и наметить пути их решения;
- проследить перспективы развития правового регулирования защиты служебной тайны в условиях информационного общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу правового регулирования служебной тайны.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся по поводу правового регулирования служебной тайны.
Методологическую основу исследования составили следующие научные методы: описание, анализ, синтез, диалектический, формально-логический, общелогический методы, а также метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих зарубежных и отечественных специалистов таких как: А. А. Антопольский, Э. П. Гаврилов, Е. К. Волчинская, А. А. Дворников, В. А. Дозорцев, Т. М. Занина, Г. Г. Камалова, В. Н. Лопатин, И. Ю. Павлов, И. И. Салихов, A. M. Сергеев, И. Н. Смирнова, С. Ф. Щадрин, Е. Н. Яковец и другие.
Нормативную основу служебной тайны составляют Федеральный закон №5485-1 от 21.07.1993 «О государственной тайне»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ; Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»; Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» и др.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов заключения, списка использованных источников информации.
Рассматривая понятие, признаки и правовую основу служебной тайны мы выявили, что к наиболее общим признакам служебной тайны следует отнести: правомерность получения; соблюдение ограничительных перечней; особый субъектный состав. В связи с этим можно утверждать, что закрепленное в законе понятие служебной тайны не охватывает его ключевых признаков и требует пересмотра и конкретизации. Видится наиболее юридически грамотным и логически верным рассматривать служебную тайну как информацию ограниченного доступа, полученную государственными и муниципальными служащими в законно установленном порядке в силу исполнения возложенных на них профессиональных обязанностей.
Правовую основу служебной тайны составляют Федеральный закон №5485-1 от 21.07.1993 «О государственной тайне»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ; Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»; Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» и др.
К служебной тайне относят: военную тайну, тайну следствия, судебную тайну, налоговую тайну, врачебную тайну, конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.
Служебная тайна – понятие широкое. Оно включает в себя коммерческую, профессиональную, государственную и другие виды тайны. В целом служебная тайна отличается от коммерческой тем, что она функционирует в органах власти, тогда как коммерческая больше относится к бизнесу, хотя может наблюдаться и в органах власти.
Правовая охрана информации, относящейся к служебной тайне, заключается в прямых запретах на ее разглашение и применении мер ответственности за несоблюдение этого императива. Так, п. 9 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ запрещается разглашение и использование в неслужебных целях информации, являющейся служебной тайной. Правовая охрана служебной тайны основана на предусмотренных законодательством санкциях: дисциплинарных, гражданско-правовых, административных и уголовных.
Служебная тайна как режим вводится по факту получения должностным лицом секретных сведений, поскольку обязанность по ее сохранению в тайне наступает сразу. За разглашение информации, являющейся служебной тайной, должностные лица несут ответственность, вплоть до уголовной. Немаловажным моментом является установление определенных требований к защите информации, охраняемой в режиме служебной тайны, для организаций, которым была передана такая информация. Унификация мер безопасности поможет осуществлять более эффективную государственную информацию во всех сферах.
До настоящего времени сохраняется потребность глубокого научного осмысления многих проблем института служебной тайны, как объекта конституционно-правового регулирования в Российской Федерации. Законодательство, регулирующее служебную тайну, нуждается в реформировании. Имеющиеся пороки нормативных правовых актов, а также правоприменительной практики, негативно влияют на обеспечение доступа граждан к официальной информации и, как следствие, создают препятствия для общественного контроля и предпосылки для развития коррупции.
Перспективы развития правового регулирования защиты служебной тайны в условиях информационного общества видятся в следующем: во-первых, путем принятия законодательного акта, систематизировано регулирующего информацию ограниченного доступа, используемую в деятельности различных субъектов с учетом баланса их интересов, определения места и роли каждого из таких видов информации и их соотношения между собой, и, во-вторых, принятием на его основе федерального закона, регулирующего создание, использование и предоставление служебной тайны.
Таким образом, в современной России остро назрела необходимость правового регулирования института служебной тайны. За годы функционирования органов государственной власти в реалиях новой правовой системы накопился значительный опыт регулирования информации ограниченного доступа. Соответственно, есть возможность обобщения опыта и унификации правового регулирования. Также назрела острая необходимость в защите интересов национальной безопасности, а достижение такой цели невозможно себе представить без создания четкой системы информационной безопасности, одной из составляющих которой является защита информации, представляющей служебную тайну.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования