Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Правовые основы защиты служебной тайны
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика служебной тайны как конфиденциальной информации 6
1.1. Понятие и субъекты служебной тайны 6
1.2 Классификация сведений, составляющих служебную тайну 11
Глава 2 Особенности и способы защиты служебной тайны 18
2.1. Отличие служебной тайны от иных видов тайн 18
2.2. Способы защиты служебной тайны 22
Глава 3 Проблемные аспекты регулирования режима служебной тайны 30
3.1. Проблемные вопросы в сфере правового регулирования служебной тайны 30
3.2. Перспективы развития правового регулирования режима служебной тайны 33
Заключение 37
Список использованных источников информации 40
В современных условиях в государстве возрастает значение информации, которая связанна с ее созданием, обработкой и передачей, что свидетельствует о переходе от индустриального общества, к информационному. Высокая роль информации в государстве, привела к появлению и развитию социальных отношений, в сфере информационных процессов. Как показывает, анализ правового регулирования, с сфере защиты информации, что существует проблемы нормативно-правового регулирования.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что охрана служебной тайны приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства, и экономической конкуренции. Правовой режим служебной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений, неправомерное распространение которых может нанести наиболее тяжкие неблагоприятные последствия.
Несмотря на существование различных подходов к пониманию служебной тайны и к механизму её регулирования, данный институт является одним из менее теоретически разработанных институтов информационного права.
Целью исследования является анализ проблем и перспектив правового регулирования защиты служебной тайны.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие и охарактеризовать субъектов служебной тайны;
- рассмотреть классификацию сведений, составляющих служебную тайну;
- выявить отличие служебной тайны от иных видов тайн;
- исследовать способы защиты служебной тайны;
- выявить проблемы и перспективы развития правового регулирования режима служебной тайны.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу правового регулирования служебной тайны.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся по поводу правового регулирования служебной тайны.
Методологическую основу исследования составили следующие научные методы: описание, анализ, синтез, диалектический, формально-логический, общелогический методы, а также метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих зарубежных и отечественных специалистов таких как: А. А. Антопольский, Э. П. Гаврилов, Е. К. Волчинская, А. А. Дворников, В. А. Дозорцев, Т. М. Занина, Г. Г. Камалова, В. Н. Лопатин, И. Ю. Павлов, И. И. Салихов, A. M. Сергеев, И. Н. Смирнова, С. Ф. Щадрин, Е. Н. Яковец и другие.
Нормативную основу служебной тайны составляют Федеральный закон №5485-1 от 21.07.1993 «О государственной тайне»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ; Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»; Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» и др.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов заключения, списка использованных источников информации.
Служебная тайна – служебные сведения, которые не относятся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти и федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством. К служебной тайне относят: военную тайну; тайну следствия; судебную тайну; налоговую тайну; конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий. Основными субъектами исполнения требования законодательства о сохранении служебной тайны являются работники трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также сотрудники подчиненных им компаний. Разглашение данных, которые относятся к судебной, военной тайне или тайне следствия, может повлечь за собой уголовное наказание.
Сведения составляющие служебную тайну называют конфиденциальными. Конфиденциальная информация – это любая информация, которая может быть использована для нанесения вреда отдельному лицу или организации, если она попадет в чужие руки. Это может включать информацию о личной жизни человека, финансовом положении компании или секретную информацию о правительственных операциях. Конфиденциальная информация должна храниться в безопасности от несанкционированного доступа и разглашения, чтобы защитить тех, кому может быть причинен вред в результате ее разглашения.
Служебную тайну стоит отличать от других тайн, и от профессиональной тайны в частности. Понятие «служебная тайна» более обширное по составу, поскольку включает в себя, кроме внутренней информации ограниченного доступа (связанной с работой госорганов), сведения, относимые в разряд профессиональной тайны. Служебную тайну также стоит отличать от коммерческой тайны. Коммерческая тайна – это информация, при использовании которой есть возможность получить коммерческую выгоду. Служебная тайна чаще всего используется в работе государственных органов власти и местного управления, а также иных государственных учреждений (их сотрудников как высшего руководящего звена, так и рядовых) и несет в себе секретные сведения, связанные непосредственно с деятельностью данного органа.
Разглашение сведений, составляющих служебную тайну, может стать основанием для привлечения к различным видам юридической ответственности – уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной. Необходимо решить вопрос о качественной проработке и применении мер ответственности не только за разглашение информации, но также и за неправомерное отнесение информации к сведениям, охраняемым в режиме служебной тайны, за нарушения режима работы с информацией, необеспечение мер защиты информации. Необходимо введение дисквалификации как меры ответственности за разглашение служебной тайны, а также упорядочение соотношения норм административной и дисциплинарной ответственности.
Действующее российское законодательство обеспечивает уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой способ защиты служебной тайны на предприятии. При этом в нем содержится ряд пробелов, связанных с отсутствием конкретного понятия служебной тайны; субъектов служебной тайны и сведений, относящихся к ней. Уголовный Кодекс РФ содержит целый ряд норм, в которых упоминается защита информации уголовно-правового в связи с исполнением профессиональных обязанностей, но, к сожалению, уголовное законодательство не обеспечивает в полной мере защиты сведений, составляющих служебную (профессиональную) тайну.
Правовое регулирование режима служебной тайны на современном этапе развития российского законодательства имеет ряд проблем: отсутствует специальный орган, который занимается правовым регулированием обеспечения защиты различных видов тайны; отсутствует конкретное понятие служебной тайны, субъекты служебной тайны и сведения, относящихся к ней.
Таким образом, в Российской Федерации необходима реформа в сфере информационного законодательства, касающейся правового регулирования служебной тайны в направлении придания законодательству более открытого и прозрачного характера. Перечень сведений, составляющих служебную тайну, должен приобрести конкретный характер, на основании него органы государственной власти должны принимать решения о засекречивании информации. Ведомственные перечни необходимо ввести в общий перечень, утверждаемый Указом Президента РФ.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования