Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Применение мер административного принуждения в условиях чрезвычайного положения
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 11
1.1 Понятие, признаки и особенности административного принуждения 11
1.2 Виды административного принуждения и их характеристика 18
1.3 Система методов административно-правового принуждения 25
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 33
2.1 Чрезвычайное положение и временное ограничение как особый административно-правовой режим 33
2.2 Административные запреты и меры принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения 42
2.3 Судебная практика административного принуждения в условиях чрезвычайного положения 47
ГЛАВА 3 ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 54
3.1 Опыт и проблемы применения мер административного принуждения в условиях чрезвычайного положения в США 54
3.2 Проблемы правового регулирования применения мер административного принуждения в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: возможности адаптации зарубежного опыта 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
На сегодняшний день довольно актуальной является тема государственно-правового режима чрезвычайного положения. Эпидемиологическая проблема, вызванная распространением коронавирусной инфекции, коснувшейся всего населения планеты, вновь обратила внимание многих ученых правоведов, особенно специалистов в области конституционного права на такой конституционный (государственно-правовой) режим, как чрезвычайное положение. До сих пор нет точного ответа, почему в нашем государстве не был введен данный режим, ведь смертность от вируса достаточно высока, и, соответственно, ставится под угрозу безопасность граждан нашей страны. С другой стороны, неясно, к чему бы вообще привело введение данного режима, ведь он сопровождается огромными экономическими затратами, которые наше государство не может себе позволить из-за существующего экономического кризиса.
Возникновение чрезвычайных ситуаций всегда происходит неожиданно для жизни отдельной личности, общества и государства. В связи с этим перед государственными органами управления встает ряд очень важных задач - исходя из специфики сложившихся экстремальных условий скорректировать формы и методы государственного управления через принятие чрезвычайных нормативно-правовых актов и ограничение гражданских свобод. Производится это посредством различных мер административного принуждения.
Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что институт чрезвычайного положения является одним из компонентов системы, обеспечивающей национальную безопасность государства, его границ и населения. Также он играет большую роль в государственно-правовой системе России.
Институт чрезвычайного положения существует как средство устранения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также гарантирует их ликвидацию в кратчайшие сроки. Устранение ЧС происходит чаще всего путем ограничений свобод граждан, что не редко воспринимается последними как инструмент насилия над народом.
Стоит заметить, что характер возникающих чрезвычайных ситуаций весьма разнообразен. Успешность ликвидации этих ситуаций и их последствий зависит от скорости ориентации в пространстве, квалификации случившегося происшествия, принятии решительных и жестких мер.
Данный правовой институт представляет собой сложное явление, влияющее на судьбу общества, и имеющие многообразие выполняемых задач и функций.
Степень научной разработанности темы: на протяжении формирования данного правового института, ученые в разные исторические эпохи интересовались проблемой его функционирования и развития. В основу изучения темы выпускной квалификационной работы легли работы отечественных правоведов Грязнова А.В., Россинского Б.В., Старилова Ю.Н. Koзлoвой E.И., Kyтaфина O.E. Соловей Ю.Н., Черникова В.В. и других ученых.
Объектом исследования являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства при применении мер административного принуждения в условиях режима чрезвычайного положения.
Предметом изучения выступают нормы права, регулирующие процесс применения мер административного принуждения в условиях режима чрезвычайного положения.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и совершествование мер административного принуждения в условиях чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, охарактеризовать признаки и особенности административного принуждения;
- проанализировать виды административного принуждения;
- охарактеризовать систему методов административно-правового принуждения;
- исследовать чрезвычайное положение и временное ограничение как особый административно-правовой режим;
- проанализировать административные запреты и меры принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения;
- обобщить судебную практику административного принуждения в условиях чрезвычайного положения;
- исследовать опыт и проблемы применения мер административного принуждения в условиях чрезвычайного положения в США;
- выявить проблемы правового регулирования применения мер административного принуждения в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации, выявить возможности адаптации зарубежного опыта.
Методологическую основу исследования составляют такие методы как системный, структурно-функциональный и исторический. Также в работе были использованы частные методы познания, такие как, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении.
Эмпирическую базу работы составили результаты правовых исследований, статистические данные, результаты исследования, проведённого автором, а также статьи учёных, связанные с тематикой изучения особенностей применения мер административного принуждения в условиях чрезвычайного положения.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе работы были выявлены и даны теоретические обоснования таким понятиям как «административного принуждения», «чрезвычайное положение», «методы административного принуждения». Проанализирована деятельность ключевых органов государственной власти, обеспечивающих реализацию правовых норм, регламентирующих рассматриваемые вопросы.
Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.
Административное принуждение выступает одним из важных юридических средств поддержания правопорядка и его можно определить следующим образом: это вид государственного принуждения, выражающийся в негативном властном воздействии на сознание и волю субъектов с целью принудить их к должному поведению в случае добровольного невыполнения ими правовых предписаний в целях недопущения противоправного поведения или наступления опасных последствий, охраны и защиты общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.
Административно-правовая наука не предусматривает единой классификации видов мер административного принуждения, что говорит о некоторой их неопределенности. Между тем, наиболее полно отражает существующую действительность четырехзвенная классификация мер административного принуждения, включающая в себя: административно - предупредительные меры; меры административного пресечения; меры административной ответственности; административно - восстановительные меры;
Система методов административного принуждения призвана обеспечить реализацию поставленных задач и функций в случае отказа от их добровольного исполнения. Эти методы включает в себя различный перечень вышеуказанных мер, что позволяет говорить о его выделении как отдельного института в рамках административного права.
Режим чрезвычайного положения может негативно сказываться на отношении населения к ограничениям их свобод, однако постоянный мониторинг ЧС и возможностей их возникновения позволяет быстро и эффективно бороться с причинами и последствиями их возникновения, а также продуктивно защищать целостность страны и человеческие жизни.
Введение чрезвычайного режима характеризуется ограничением прав и свобод человека на территории введения ЧП. Однако ограничению не подвергаются основополагающие права и свободы, продиктованные Международной конвенцией по правам человека. Лимитизация других прав и свобод обусловлена сложившейся чрезвычайной ситуацией и направлена на защиту населения.
Существует такое объединение органов власти как Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – структура, выполняющая мониторинг ЧС на территории Российской Федерации, а также выполняющая функции органа, отчитывающегося перед Правительством РФ о проделанной работе. Ей подчинены различные подсистемы, которые разделяются по территориальному и функциональному принципам. В составе данных подсистем можно выделить отдельные исполнительные органы власти, работающие непосредственно с последствиями ЧС. Мы подробно описали структуру каждого конкретного функционального образования, описали их полномочия и права при введении режима ЧП.
Чрезвычайное правовое регулирование в Соединенных Штатах Америки, по многим основаниям отличается от чрезвычайного правового регулирования в Российской Федерации. При этом, на наш взгляд, в нем есть положения, гарантирующие обеспечение прав и свобод граждан, которые чрезвычайное законодательство РФ может заимствовать, а именно: установление ответственности Президента РФ, за каждый изданный им нормативно-правовой акт, относящийся к чрезвычайному положению; право законодательной власти – Федерального Собрания РФ, отменять чрезвычайной положение в стране.
Проведя анализ чрезвычайного правового регулирования в РФ, мы выявили ряд существующих в нем проблем и предложили способы, с помощью которых данные проблемы можно устранить.
Таким образом, обобщение результатов анализа зарубежного и российского чрезвычайного законодательства позволяет утверждать, что такой важный нормативно-правовой пласт нужно принимать на основе особенно тщательно разработанной теоретической концепции. Чрезвычайное законодательство должно основываться на концепциях безопасности своих государств. Положения органов власти, получающих более широкие полномочия в данный период должны быть четко регламентированы и подкреплены функционально действующими законами о деятельности силовых органов власти государства, которые непосредственно участвуют в устранения последствий и самих чрезвычайных ситуаций. Только в таком случае чрезвычайное законодательство будет действенно и сможет обеспечить весь комплекс прав человека и гражданина, демократические принципы и сохранить существующий порядок в обществе.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования