Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Проблемы нормативной регламентации административно-процессуальных отношений
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административно-процессуальных отношений 6
1.1. Понятие и признаки административного процесса 6
1.2. Принципы административного процесса 18
Глава 2. Актуальные правовые проблемы административно-процессуальных отношений 25
2.1. Административно-процессуальное законодательство как нормативно-правовой регулятор административного процесса 25
2.2. Актуальные проблемы административной юрисдикции в Российской Федерации 30
Заключение 36
Библиографический список 38
Административная реформа и совершенствование административного законодательства на современном этапе осуществляется в соответствии с конституционным принципом, утверждающим приоритет прав человека как высшую ценность. Закрепляя в основных законах права и свободы, государство законодательно устанавливает систему гарантий их соблюдения, а также регламентирует способы их защиты. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена принятием важнейшего, фундаментального и основополагающего правового акта, устанавливающего основы защиты прав, свобод и интересов граждан от незаконных действий (бездействия) и решений органов публичной власти – Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации[1]. Значение принятого нормативного акта сложно переоценить, поскольку был сделан важный шаг на пути становления российского законодательства в области административного судопроизводства на уровень общепризнанного в мире понимания данного вида правосудия.
Введение отдельного административного производства и унифицированного законодательства означает необходимость рассмотрения его по правилам, которые должны в значительной степени отличаться от существующих правил искового производства, предназначенного для рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства. К числу новелл, воспроизведенных в Кодексе, стоит отнести повышающуюся роль представителя в административном судопроизводстве; активную роль суда; вопросы разграничения подведомственности публично-правовых споров; закрепление принципа справедливости; возможность примирения сторон в экономических спорах, возникающих из административных и публичных правоотношений; наделение суда полномочием самостоятельно инициировать замену ненадлежащего административного ответчика и другие.
Однако еще не успев вступить в силу, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вызвал вопросы и подвергся критике, а по количеству вносимых в него поправок невозможно назвать его совершенным, а соответственно и беспроблемным. Общественный резонанс к данной проблеме обуславливает актуальность и значимость выбранной темы и свидетельствует о необходимости комплексного и системного исследования ряда вопросов.
Объектом исследования выступают административно-процессуальные отношения.
Предмет исследования - проблемы нормативной регламентации административно-процессуальных отношений.
Целью исследования выступает анализ проблем нормативной регламентации административно-процессуальных отношений.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть понятие и признаки административного процесса;
- охарактеризовать принципы административного процесса;
- проанализировать административно-процессуальное законодательство как нормативно-правовой регулятор административного процесса;
- исследовать актуальные проблемы административной юрисдикции в Российской Федерации.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Степень изученности темы в научной литературе. Исследованиями в данной области права занимались ученые как советского, так и постсоветского периодов, среди которых: Алехин А.П., Алексеев С.С., Бахрах Д.Н., Бойцова В.В., Горшенев В.М., Козлов Ю.М., Коренев А.П., Лазарев Б.М., Лунев Е.А., Салищева Н.Г., Сорокин В.Д., Старилов Ю.Н., Студеникин С.С., Студеникина М.С., Тихомиров Ю.А., Туманов Г.А., Чечот Д.М. и другие. На данный период времени, наряду с вышеуказанными исследователями в области административно-процессуального права можно выделить и таких авторов, как: Губарева Т.И., Кононов П.И., Панова И.В., Рогачева О.С., Серков П.П., Синюгин В.Ю., Солдатова О.Е., Стахов А.И. и других.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими в себя четыре параграфа, заключением и библиографическим списком.
Административный процесс является разновидностью процесса юридического, как нормативно-установленного порядка деятельности субъектов, обладающих соответствующими правами и обязанностям (полномочиями), по реализации материальных норм права, и обладает всеми его признаками: формальной определенностью, последовательностью, при соблюдении нормативно установленных требований, выступает гарантом достижения юридически-значимого результата и другими.
В соответствии с «интегративной концепцией» административного процесса, его составляющими выступают: административные процедуры (деятельность органов исполнительной власти по реализации своих функций и задач позитивного характера); административная юрисдикция (деятельность по применению мер административного и дисциплинарного принуждения при рассмотрении конкретных юридических дел (например, дел об административных правонарушениях), как органами исполнительной власти, так и судами); административная юстиция (деятельность судебных органов по осуществлению судебного контроля за деятельность органов государственного управления в их взаимоотношениях с гражданами).
Интегративный подход к понятию административного процесса позволяет теоретически выделить два основных его вида: исполнительно-административный и судебно-административный процесс, что должно найти отражение и в административно-процессуальном законодательстве: наряду с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (КАС РФ) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (КоАП РФ) должен появиться и Федеральный закон «Об административных процедурах».
Административный процесс, в целом, представляет собой нормативно-установленную форму упорядочения государственной деятельности органов исполнительной власти и судебных органов при осуществлении отдельных функций управления, имеющую ряд особенностей, связанных с её содержательным наполнением, со сферой её применения, целевой направленностью и т.д.
Проведенное исследование показало, с одной стороны, противоречивость и сложность сформировавшихся в юридической науке подходов к пониманию административного процесса как одного из видов правоприменительного юридического процесса, с другой — теоретическую несостоятельность узкого, юрисдикционного, судебного понимания данной правовой категории.
В настоящее время имеется необходимость выработки и законодательного закрепления единой концепции указанного процесса, основанной на комплексном правовом регулировании досудебного административного производства и административного судопроизводства.
В связи с этим необходимо понимать административный процесс как один из видов юридического правоприменительного процесса; он включает в себя как внесудебную, так и судебную правоприменительную деятельность по разрешению административных дел и подлежит регулированию специальной отраслью права — административно-процессуальным правом, основой формирования которого выступает сложившееся и действующее в Российской Федерации административно-процессуальное законодательство.
Подобные работы
- Административная ответственность юридических лиц
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Актуальные правовые проблемы регулирования кредитного договора и пути их решения
- Анализ федерального закона о статусе судей в РФ
- Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
- Виды гражданских правоотношений
- Вина как условие гражданско-правовой ответственности
- Вопросы уголовной ответственности за экологические преступления
- Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Групповые и косвенные иски