Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Профилактика девиантного поведения учащихся на уроках обществознания
Введение 3
1. Девиантное поведение учащихся: сущность, причины и профилактика 5
1.1. Понятие и формы девиантного поведения учащихся 5
1.2. Основные причины девиантного поведения учащихся 8
1.3. Общие принципы профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся 12
2. Особенности профилактики девиантного поведения учащихся на уроках обществознания 16
2.1. Социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения учащихся 16
2.2. Разработка плана-конспекта урока по обществознанию в 10 классе «Социальные нормы. Девиантное поведение» 18
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Приложения 33
Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.
Среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Этим проблемам государство уделяет внимание и принимает ряд законов. Подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам. Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ».
Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних, и поэтому каждому педагогу очень важно иметь представление о том, что такое поведение, какое поведение можно считать соответствующим нормам, а какое девиантным.
В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было проведено психологами, социологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностики и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы М. И Бобнева, А.Н. Ивина, В.Д. Плахова, В.М. Бехтерева, А.М. Яковлева, Ю.А. Клейберга, Н.П. Дубинина, И.И. Карпец и др.
Целью работы является анализ профилактики девиантного поведения учащихся на уроках обществознания.
Задачи:
- раскрыть понятие и формы девиантного поведения учащихся;
- выявить основные причины девиантного поведения учащихся;
- охарактеризовать общие принципы профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся;
- проанализировать социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения учащихся;
- разработать плана-конспекта урока по обществознанию в 10 классе «Социальные нормы. Девиантное поведение».
Объект: профилактика девиантного поведения учащихся на уроках обществознания.
Предмет: девиантное поведение учащихся.
Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
В психологической литературе девиантным называется поведение, представляющее собой ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, что проявляется либо в нарушении социально-психологических и нравственных норм, либо в ущербе, нанесенном благополучию окружающих и себе лично. В качестве дополнительных аспектов необходимо отметить трудности коррекции поведения, особую необходимость в индивидуальном подходе и повышенную потребность во внимании со стороны сверстников.
Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваются в тесной связи с особенностями личности. Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: антидисциплинарное поведение; антисоциальное (антиобщественное); делинквентное (противоправное); аутоагрессивное поведение.
К девиантному поведению антидисциплинарного типа могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д.
К антисоциальному поведению могут быть отнесены поступки, связанные с невыполнением или непризнанием общепринятых нравственных норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, раннее вступление в половую жизнь, сексуальные эксцессы, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических средств.
Понятие «делинквентное поведение» применяется только в случаях противоправных действий несовершеннолетних. Сюда относятся вымогательство, кражи, угон транспортных средств, хулиганство. В этом случае важна своевременная диагностика с целью лечения и реабилитации, а также профилактики более тяжелых форм нарушения поведения и дезадаптации личности ребенка.
Аутодеструктивное поведение – поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни: суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей.
Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в подростковом возрасте, которому свойственны несформированность «Я» – концепции и социальная незрелость. Подростки полны противоречивых чувств и мыслей.
Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников – является одновременной работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания. Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:
1. Создание комплексной группы специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медик и др.), способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с учащимися «группы риска» и их семьями.
2. Организацию воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.
3. Создание системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на организацию развития личности учащегося.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Взаимодействие со специалистами различных служб, занимающихся решением проблем, связанных с детьми и подростками (специализированные подразделения администраций районов города: комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, центры социальной помощи семье и детям).
6. Организацию досуга.
7. Информационно-просветительскую работу.
Таким образом, профилактика девиантного поведения у школьников на уроках обществознания заключается в восстановлении или коррекции нравственных и волевых качеств личности подростка. Она способствует превращению социальных норм в личностные, формирует чувство ответственности, требовательность к себе, адекватную оценку своего поведения и поведения других людей, тормозит стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу.