Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Основные характеристики несовершеннолетних правонарушителей 8
1.2. Нормативно-правовые основы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 14
1.3. Современные технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования 23
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГАПОУ НСО «ТАТАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 38
2.1. Оценка системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж» 38
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и возможности его адаптации в РФ 46
2.3. Разработка программы профилактики правонарушений несовершеннолетних в ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность исследования. Проблема правонарушений среди несовершеннолетних стоит в нашем государстве очень остро. Рост числа правонарушений среди несовершеннолетних ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. Проблема правонарушений несовершеннолетних является показателем нравственного здоровья нашего общества. Эта проблема требует решения на уровне государства.
За прошедший период государство уделяло внимание проблеме правонарушений среди несовершеннолетних: были созданы службы медиации, система сопровождения семьи и ряд других инструментов. Все это дает основание полагать, что профилактические меры, принятые государством, помогли снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних.
Социальная политика Российской Федерации, Министерства образования и науки, направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних, базируется на основном Федеральном законе от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В настоящее время в этой области разработано достаточно законов и целевых программ, что подчеркивает важность и значимость научной разработки проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в территориальных специализированных центрах.
Надо признать, что вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, обучающихся в учреждениях системы среднего профессионального образования, всегда стояли острее, чем для учреждений общего или высшего профессионального образования. Такое положение дел обусловлено рядом объективных социально-психологических причин, среди которых важнейшими являются две.
Во-первых, подавляющее большинство учащихся учреждений, в том которые принято называть «сложным». Это действительно сложный возраст, как для самих подростков, так и для их родителей и учителей. Здесь с одной стороны есть стремление как можно быстрее стать взрослым, а с другой – невысокий уровень социальной ответственности, неполная сформированность нравственных принципов, недостаток жизненного опыта, неверная оценка последствий собственных поступков.
Во-вторых, вполне определённые типологические индивидуально-психологические особенности учащихся среднего профессионального образования, отличные от особенностей школьников и студентов вузов. Здесь надо отметить часто встречающийся сниженный уровень общеобразовательной подготовки, сниженный уровень мотивации к учению, недостаточная проработанность собственных жизненных перспектив. Кроме того, и это очень важно – в семьях учащихся учреждений профессионального образования чаще, чем в семьях школьников встречаются случаи социальной заброшенности подростков. Указанные обстоятельства требуют выработки особенных подходов к организации предупреждения правонарушений несовершенно летних по сравнению с тем, как эти же проблемы решаются для школ и вузов.
Все это обуславливает необходимость создания программы по профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования.
Степень изученности темы. Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних изучается такими отраслями наук, как педагогика, психология, социология и юриспруденция. Об этом свидетельствуют работы отечественных и зарубежных ученых: С. А. Беличевой, М. И. Бобневой, В. П. Бочаровой, Р. Гарофало, Ж. К. Дандарова, К. Ю. Добрина, Э. Дюркгейма, Л. Я. Жезлова, Н. И. Забродина, О. В.Зыкова, М. Лютера, Ф. Мертона, Р. В. Овчаровой, О. М. Овчинникова, В. А. Прокофьева, А. А. Реан, Л. К. Фортовой и др.
Анализ данных исследований показал, что, несмотря на изученность профилактика правонарушений несовершеннолетних, малое внимание уделяется профилактике в системе среднего профессионального образования.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования – нормативно-правовые основы, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования.
Цель исследования – исследовать особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
- описать основные характеристики несовершеннолетних правонарушителей;
- исследовать нормативно-правовые основы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями;
- проанализировать современные технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования;
- провести оценку системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж»;
- обобщить зарубежный опыт профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и выявить возможности его адаптации в РФ;
- разработать программу профилактики правонарушений несовершеннолетних в ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж».
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, специалистов-правоведов, педагогов, философов, психологов, политологов, социологов.
Методологической основой работы является диалектико-материалистический метод понимания государственно-правовых явлений. В ходе его проведения использовались также и частные методы научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой и основные общелогические методы (анализ, синтез, обобщение).
Нормативно-правовой базой исследования послужили Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ; Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ; Распоряжения Правительства; Письма Минобрнауки России и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе выпускной квалификационной работы исследованы теоретические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования.
Анализ основных характеристик несовершеннолетних правонарушителей позволяет составить единый характерологический портрет детей с противоправным поведением, а также детей, находящихся в группе риска. Для них присущи следующие характерные черты: ослабление чувства стыда, равнодушие по отношению к человеческим переживаниям, грубость, ложь, не способность сдерживать себя и контролировать свои эмоции, агрессия, не способность к самокритичности. Преступники в подростковом возрасте имеют стойкие стереотипы антисоциального поведения. Рассмотрев причины возникновения тенденций к развитию склонностей к правонарушениям можно сделать вывод, что семья является главным фактором, способствующим становлению подобных антисоциальных стереотипов у ребенка подросткового возраста, в силу недостатков семейного воспитания.
Исследование нормативно-правовых основ профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями позволило сделать вывод о том, что основополагающим законом решения проблемы беспризорности и правонарушения несовершеннолетних является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ. Этот закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так же обеспечивает ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» обеспечивает оказание социальных услуг несовершеннолетним в рамках социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, то есть, выделяет, в качестве объекта несовершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфический профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населения России – социальные услуги.
Одним из эффективных методов борьбы с молодежной преступностью является профилактическая работа с несовершеннолетними, где особая роль отводится образовательным учреждениям. Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования включает в себя общую профилактику правонарушений (технологии раннего предупреждения преступности несовершеннолетних) и специальную профилактику правонарушений (технологии непосредственного предупреждения преступности и предупреждения рецидива). Особое место в этой системе занимают современные технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе среднего профессионального образования, такие как: восстановительная медиация; восстановительное правосудие; кейс-менеджмент технология; сase-study-технология.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ современной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж».
Система профилактики правонарушений несовершеннолетних в ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж» включает в себя следующие направления: диагностическая работа; организационная работа; индивидуальная профилактическая работа со студентами; профилактическая работа с родителями. Профилактическая работа с подростками, осуществляется под руководством колледжа во взаимодействии со всеми органами системы профилактики.
Обобщение зарубежного опыта профилактики правонарушений среди несовершеннолетних позволяет выделить следующие основные аспекты, которые могут быть успешно адаптированы в России: работа имеет профилактическую направленность; работа осуществляется по месту жительства подростков (в общине); работа осуществляется на основе программ, которые направлены на определенную группу подростков; работа осуществляется разными специалистами, координирующими свою деятельность; профессиональной базой, на которую опираются социальные работники, является разветвленная сеть социальных служб, расположенных в общине.
Нами разработана программа профилактики правонарушений несовершеннолетних в ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж». Предлагаемая система работы ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж» по профилактике правонарушений среди обучающихся включает в себя следующие направления: пропаганда здорового образа жизни; досуговая деятельность; общение и развитие; профилактическая работа; научно-методическая работа; учетно-регистрационная деятельность. Основными направлениями программы являются: выявление, учет, изучение, а также контроль, коррекция, защита.
Инновационной технологией, которая обеспечивает новизну разработанной программы профилактики правонарушений несовершеннолетних в ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж», является создание службы применения.