Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психолого-педагогическое сопровождение становления трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Введение 3
1. Теоретический анализ психолого-педагогического сопровождения становления трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Определение понятия психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста 6
1.2 Психолого-педагогические основы становления трудовой деятельности старших дошкольников 9
1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 13
2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения становления трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 18
2.1. Анализ и интерпретация результатов исследования 18
2.2. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения становления трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 33
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 43
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, её гуманистической направленности, волевых качеств.
Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает ценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Настоящий труд – это всегда преодоление. И малыша тоже надо учить преодолевать – преодолевать сопротивление материала, собственное неумение, непривлекательность работы, усталость.
Взрослый человек способен к такому преодолению, потому что у него достаточно развито чувство долга (и по отношению к членам своей семьи, и по отношению к обществу), потому что он за непривлекательной, положим, трудовой операцией способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде он утверждает себя, находит самовыражение, и еще по многим причинам взрослый способен справиться с непосредственным побуждением бросить работу, если уж оно возникнет.
У ребенка всей этой системы поддержек пока еще просто нет. Мы должны её постепенно – всем воспитанием – выработать. Но сделать это можно, опираясь на то, что у ребенка есть, на те возможности, которые даны ему в силу законов возрастного развития.
Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят.
Согласно Л. В. Русскова, трудовое воспитание подрастающего поколения – дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К. Крупская. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение также в трудах П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др. Теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации освещены в работах П. Р. Атутова, А. А. Ахматова, С. Я. Батышева, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и др.
Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т.А. Марковой, В. И. Глотова, Л. В. Загик, С. М. Котлярова, Г. Н. Лескова, Е. И. Радина, Д. В. Сергеева, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – проанализировать психолого-педагогическое сопровождение становления трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- Провести теоретический анализ психолого-педагогического сопровождения становления трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения становления трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать программу психолого-педагогического сопровождения становления трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста .
Объект данной работы – психолого-педагогическое сопровождение становления трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, материалы наблюдений, изучение практики работы ДОУ позволили выделить гипотезу исследования, которая заключается в том, что, трудовое воспитание дошкольников будет эффективным, если педагог в своей работе использует оптимальное сочетание содержания, форм трудового воспитания и учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Методологической основой работы явилась реализация принцип единства сознания и деятельности, развития и системности.
Теоретической основой исследования являются работы таких исследователей, как А. С. Макаренко, Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Я. Л. Коломенский и др.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, заключения, списка литературы и приложений.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования– механизм, который регулирует качество и определяет критерии оценки деятельности дошкольных образовательных организаций. В документе подчеркивается значимость общей культуры личности: ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности. Однако трудовая деятельность, способствующая повышению общего развития детей старшего дошкольного возраста, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества описана недостаточно, хотя в начале прошлого века идея трудовой школы, трудового воспитания была ведущей и дала значимые результаты.
Психологи выделяют ряд особенностей трудовой деятельности дошкольников:
а) труд близок к игре и носит преимущественно ситуативный характер;
б) необходимо участие взрослого и его помощь;
в) важен результат труда.
Критериями сформированности трудовой деятельности являются: готовность доводить начатое дело до конца, адекватная оценка её результатов, проявление эмоционально-положительного отношения к труду, аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда. Несформированность показателей на этом возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Для приобщения к трудовой деятельности детей необходимо создание психолого-педагогических условий организации труда: непосредственный контроль и наблюдение взрослого за деятельностью детей, тщательное обдумывание целесообразности предлагаемой работы, регламентированность трудового процесса, который должен проходить в специально оборудованных комнатах. Также важным условием является формирование положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях, поддержка взрослыми инициативы и самостоятельности.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности способствует формированию личности ребенка, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения.
Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.
Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования личности дошкольника в трудовой деятельности позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста