Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Работа с антонимами на уроках русского языка в начальной школе
Введение 3
1 Теоретические основы работы с антонимами на уроках русского языка в начальной школе 5
1.1 Общая характеристика явления антонимии в русском языке 5
1.2 Принципы классификации и типы антонимов 9
1.3 Использование антонимов в речи 13
2 Методические основы организации работы с антонимами на уроках русского языка в начальной школе 17
2.1 Методика работы с антонимами на уроках русского языка в начальной школе (обобщение опыта работы педагогов-практиков) 17
2.2 Анализ программы и учебно-методического комплекса «Гармония» по русскому языку (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко) 24
2.3 Комплект примерных упражнений, нацеленный на изучение антонимов на уроках русского языка в начальных классах 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Антонимия – универсальное явление, наблюдаемое в русском языке и играющее главную роль в речемыслительной деятельности, т.к. является одним из основных средств выразительности, противопоставления, противоположности внутри одной сущности: качества, свойства, действия, процесса, времени, отношения и т.д. Противоположными по самому общему и наиболее существенному семантическому признаку являются антонимы.
В настоящее время у большинства детей младшего школьного возраста активный словарь достаточно беден, что приводит к скудности речи, специфическим лексико-грамматическим ошибкам. Успешность овладения письмом, выразительными средствами языка во многом зависит от знания и понимания закономерностей лексической системы, в частности, от сформированности представлений о словах-антонимах, которые являются одним из основных источников для развития лексического строя речи. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Характерную особенность современных исследований лексической семантики составляет возросший интерес к проблемам антонимии, привлекшей к себе внимание очень широкого круга исследователей.
Имеется немало ценных научно-методических работ, посвященных изучению общих и частных вопросов антонимии. Наиболее значительные проблемы антонимии были подняты в публикациях Л.А. Введенской, Л.А. Новикова, В.А. Ивановой, Ю.Д. Апресяна, М.Р. Львова, Е.Н. Миллера. Значительный вклад в изучение различных вопросов антонимии внесли А.А. Киреев, В.Н. Комисаров, Э.И. Родичева, Н.Л. Соколова, А.А. Уфимцева, Н.М. Шанский и другие.
Цель работы – исследовать работу с антонимами на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования – работа с антонимами на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – методика изучения антонимов на уроках русского языка в начальном образовании.
Задачи:
- на основе анализа научной литературы дать определение понятию «антонимы»;
- охарактеризовать типы антонимов и их роль в организации текста;
- изучить опыт педагогов-практиков по организации работы с антонимами на уроках русского языка в начальных классах;
- разработать комплект упражнений, нацеленный на изучение младшими школьниками антонимов;
Методологической основой исследования кроме того являются работы М.Р. Львова, Л.А. Введенской, Н.М. Шанского, Л.С. Выготского.
Направление работы определило следующие методы исследования: метод анализа научной и методической литературы; описательный метод; моделирование.
Практическая значимость состоит в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы учителями начальных классов в своей педагогической деятельности, а также студентами во время педагогической практики в младших классах при изучении антонимов и организации лексической работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Проанализировав теоретические подходы отечественных методистов по данной теме – М.Р. Львова, Л.А. Введенской, Н.М. Шанского, Л.С. Выгодского и других, мы выяснили, что антонимия – это разновидность парадигматических отношений в лексической системе языка, в основе которой лежит смысловое противопоставление. Явление антонимии в современном русском языке может рассматриваться и на уровне лексико-семантических вариантов, и на уровне лексем, и на уровне лексических единиц, объединенных парадигматическими отношениями.
При выделении типов антонимов в качестве классифицирующих признаков могут выступать: семантический признак; степень закрепленности в лексической системе языка; степень противоположности выражаемых смысловых элементов; структурный признак; морфологический кроме того признак; функциональные особенности антонимов.
Антонимы лежат в основе построения таких стилистических фигур речи, как антитеза и оксюморон. Умелое использование в контексте лексических единиц с противоположным значением способствует его смысловому насыщению, образности и яркости. Именно по этой причине изучению антонимов в школьном курсе русского языка необходимо уделять должное внимание.
В ходе анализа программы учебно-методического комплекса «Гармония» по русскому языку М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, а также при изученииметодики работы над словами-антонимами в начальной школе, мы пришли к следующим выводам:
Изучение антонимов в начальной школе входит в систему лексической работы над словом, которая состоит из 5 направлений (толкование лексемы, этимология слова, работа над синонимами, работа над антонимами, работа над фразеологизмами). Работа над антонимами способствует формированию у детей младшего школьного возраста системы грамматических понятий, глубокому усвоению антонимии как языкового явления; способствует развитию навыков речемыслительной деятельности и навыков правильного словоупотребления.
Изучение слов-антонимов в учебно-методическом комплексе «Гармония» начинается во 2 классе. Учащиеся знакомятся с понятием «антонимы», учатся находить антонимы в тексте, подбирать слова с противоположным значением к кроме того заданным лексическим единицам. Отметим, что упражнений, в которых предполагается работа школьников над словами-антонимами, всего 10, и все они носят репродуктивный характер. Считаем необходимым разнообразить имеющиеся в материалах учебника упражнения заданиями, носящими проблемный, творческий характер.
В связи с этим, мы разработали комплекс упражнений, который направлен на формирование языковых понятий, ознакомление с лексическими нормами русского языка, повышение уровня речемыслительной деятельности и развитие вербальной креативности младших школьников.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста