Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Работа с географическими картами в начальной школе
Введение 3
1. Теоретические аспекты организации работы с географическими картами в начальной школе 5
1.1. Принцип наглядности при обучении географии младших школьников 5
1.2. Роль карты при обучении географии младших школьников 10
1.3. Классификация учебных географических карт по функции в учебном процессе 13
2. Исследование современных аспектов работы с географическими картами в начальной школе 17
2.1. Анализ современного опыта использования картографической наглядности на уроках в начальной школе 17
2.2. План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Географическая карта» 22
2.3. Типы географических карт для формирования географических знаний и умений в начальной школе 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Изменения в современном образовании обусловлены коренными преобразованиями в обществе, информатизацией и глобализацией всей человеческой деятельности. Географическая карта в наше время становится языком международного общения. Географическую культуру определяет картографическая грамотность человека, его умение пользоваться картой, знать её язык, который Н.Н. Баранский называл «вторым языком» географии.
Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, её природой и хозяйственной составляющей, являющиеся основой всестороннего пространственного видения мира.
Значение картографической наглядности в развитии младшего школьника велико. Работа с географической картой заменяет учащимся непосредственное изучение территорий земного шара. Она помогает воссоздать их образ, при этом развивается пространственное воображение и пространственные представления детей. Развивается также логическое мышление младшего школьника, т. к. помогает устанавливать связи, анализировать и сравнивать, синтезировать и обобщать. Навыки, приобретаемые учащимися при работе с картой наряду с навыками письма, чтения, счета, относятся к жизненным навыкам и являются неотъемлемой частью начального образования. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования - раскрыть особенности работы с географическими картами в начальной школе.
Задача исследования:
- раскрыть принцип наглядности при обучении географии младших школьников;
- выявить роль карты при обучении географии младших школьников;
- рассмотреть классификацию учебных географических карт по функции в учебном процессе;
- провести анализ современного опыта использования картографической наглядности на уроках в начальной школе;
- составить план-конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Географическая карта»;
- предложить типы географических карт для формирования географических знаний и умений в начальной школе .
Объект исследования - работа с географическими картами в начальной школе.
Предмет исследования - особенности принципа наглядности при работе с географическими картами в начальной школе.
Начальная школа — важнейший этап накопления кроме того знаний об окружающем мире, многообразии живой и неживой природы. В этом возрасте ребенку открывается взаимосвязь «природа-человек», причинно-следственная зависимость между ними. Именно в этот период, на наш взгляд, следует формировать научно-познавательное, нравственное и деятельное отношение детей к окружающей среде.
В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда и урбанизации, оптимизация общества и природы, окружающая среда и здоровье человека — основополагающие аспекты экологического воспитания детей, кроме того формирования у них основ здорового образа жизни.
Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе — основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географических карт, информации, сконцентрированной на карте — одна из главных возможностей данной дисциплины. Изучение конкретной географической темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом тема может и должна иметь картографическое кроме того обеспечение — карты, которые создают картографический образ изучаемого объекта или явления, а также является исходным и итоговым результатом географического исследования.
На уроках в начальной школе можно использовать общегеографические, тематические, контурные карты, а также такие типы карт, как аналитические, синтетические, комплексные, топографические.
В методике обучения географии выделяют 3 цели, достигаемые изучением географических карт и работой с ними: 1) научить школьников понимать карту, 2) научить их читать карту и 3) знать карту.
Понимать карту – значит усвоить главные свойства географической карты. Для достижения этой цели в школьном курсе географии выделены специальные картографические темы (например, «Карта – второй язык географии» и др.), при изучении которых школьники знакомятся с сущностью и свойствами географических карт, с их разновидностями. При этом специально планируется совокупность умений пользоваться картами.
Читать карту - значит уметь распознавать географическую действительность по её изображению на карте. Так, изучая по карте населенный пункт, учащийся узнает по форме и размеру пунсона о численности населения в нем; по размеру букв и другим особенностям шрифта названия – о типе и политико-административном значении населенного пункта.
Предлагаемые нами материалы могут помочь учителю начальных классов при подготовке и проведении уроков окружающего мира, на которых закладываются основы географической культуры обучающихся. Работа с географическими картами расширяет кругозор детей, они учатся анализировать свои наблюдения, сопоставлять факты, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста