Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Расширение знаний детей об окружающем мире как средство математического развития
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы математического развития среднего дошкольника расширение знаний об окружающем мире 7
1.1 Проблема математического развития дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования 7
1.2 Особенности математического развития детей дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические условия математического развития дошкольника средствами расширения знаний об окружающем мире 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по расширению знаний детей об окружающем мире 24
2.1 Диагностика уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста 24
2.2 Комплекс упражнений по расширению знаний детей об окружающем мире 27
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы исследования 32
Заключение 34
Список использованных источников 36
Математическое образование занимает особое место в системе дошкольного, общего и профессионального образования в России. За последнее время произошли существенные изменения в подходах к содержанию математического образования, вышли новые документы, регламентирующие образовательную деятельность в детских садах.
В связи с этим разработка концепции, определение принципов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, анализ функционирующих и составление нового реестра программ, а, следовательно, содержания работы детских учреждений, ведущих образовательных технологий, рекомендуемых к реализации, формулирование образовательных результатов на уровне дошкольного возраста – все это выступает в качестве важнейших ориентиров совершенствования отечественного дошкольного образования.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
В связи с этим проблема подготовки детей по математике в процессе дошкольного воспитания и обучения является актуальной и требует дальнейшей разработки с учетом современных требований к уровню подготовки детей.
Многочисленные исследования педагогов и психологов посвящены проблемам математического развития дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования (А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, Е.А. Флерина и др.). Психолого-педагогические условия, закономерности и механизмы развития различных способностей детей в последние годы являются предметом активных исследований ученых в рамках проблемы детской одаренности (Ю.Д. Бабаева, Е.С. Белова, Ю.З.Гильбух, Н.С. Лейтес, Е.Л. Мельникова, В.И. Панов, Т.В. Симаева, А.И. Савенков, М.И. Фидельман, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).
Вопросы математического развития дошкольников, в частности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, отражены в работах А.В. Белошистой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, С.Г. Михалевой, Н.И. Непомнящей, М.Ю. Стожаровой, А.А. Столяр, Е.И. Щербаковой и др.
Цель работы – раскрыть теоретические и практические аспекты расширения знание детей об окружающем мире как средстве математического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть проблему математического развития дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования ;
- выявить особенности математического развития детей дошкольного возраста;
- раскрыть педагогические условия математического развития дошкольника средствами расширения знаний об окружающем мире.
- провести опытно-экспериментальную работу по расширению знаний детей об окружающем мире.
Предметом работы является расширение знание детей об окружающем мире как средство математического развития. Объектом исследования выступают дошкольники детского сада комбинированного вида №13.
Для реализации задач нами были использованы такие методы исследования, как анализ литературы и игрового материала, наблюдение, игра и беседа.
Проведенное в курсовой работе исследование позволяет сделать следующие выводы.
Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения. При этом затронуты, что вполне обоснованно, все его этапы, в том числе и уровень дошкольного образования. Более того, именно с дошкольного образования и начинается образование человека.
Одним их ведущих направлений развития ребенка дошкольного возраста по-прежнему является формирование элементарных математических представлений у детей.
Математическое развитие детей дошкольного возраста по-прежнему остается одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с Федеральным образовательным государственным стандартом (ФГОС) дошкольного образования данное направление работы осуществляется в рамках решения задач образовательной области «познавательное развитие».
Итак, раскрытие теоретических основ математического развития среднего дошкольника расширение знаний об окружающем мире, позволяет сделать вывод, что наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.
Изучив теоретическую и методическую литературу по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, а так же проанализировав опыт ДОУ №13, нами выявлено, что большое значение для развития математических представлений имеет грамотно организованная работа педагогического коллектива, охватывающая как традиционные, так и новые, перспективные методы и приемы обучения.
Нами представлен опыт педагогов ДОУ № 13 города Оренбурга, результаты которого помогают увидеть положительные изменения в части формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав собственную систему мероприятий направленных на формирование математических знаний у старших дошкольников, нами установлено, что использование различных форм и методов обучения дошкольников математике помогает достичь успехов в формировании математических представлений у дошкольников.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей уровень развития математических представлений средний. Это говорит о том, что необходимо параллельно с традиционными занятиями в качестве дополнения развивать детей и с помощью знаний об окружающем мире. Результаты формирующего этапа эксперимента показали, что развитие математических представлений посредством знаний об окружающем мире протекали при реализации следующих педагогических условий:
- учёт интересов детей;
- учёт возраста и индивидуальных особенностей детей;
- учет интеллектуального развития детей;
- использование различных форм и методов работы.
В качестве показателей знаний по математике у детей, нами выделена серия занятий. Наиболее эффективными методами обучения, на наш взгляд, являются метод комплексной организации занятий, объяснение и показ, игровые методы, художественное слово и другие.
Необходимо учитывать взаимосвязь развития математических представлений посредством знаний об окружающем мире с другими видами детской деятельности.
Таким образом, можно сказать, что знания об окружающем мире и традиционные занятия по математике – оптимальное средство развития математических представлений у старших дошкольников.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста