Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры
Введение 3
1. Обзор литературы по проблеме физической реабилитации детей с атонически-астатической формой детского церебрального паралича 6
1.1. Характеристика атонически-астатической формы детского церебрального паралича 6
1.2. Средства и методы адаптивного физического воспитания младших школьников с атонически-астатической формой детского церебрального паралича 14
1.3. Особенности применения гимнастики для младших школьников с атонически-астатической формой детского церебрального паралича 29
2. Экспериментальная программа развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры 36
2.1. Констатирующая оценка координационных способностей детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича 36
2.2. Реализация авторской программы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры 53
2.3. Контрольная оценка координационных способностей детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича 65
Заключение 70
Список использованных источников 74
В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе в России, наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП).
Детские церебральные параличи характеризуются особенностями нарушений познавательной деятельности, моторной, речевой, а также нервно-психической сферы, при этом степень выраженности зависит от локализации и тяжести поражения коры головного мозга. Данные особенности оказывают негативное влияние на развитие детей младшего школьного возраста и становление личности в целом.
Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановление утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения, психолого-педагогической реабилитации, социально трудовой адаптации и интеграции инвалидов с ДЦП в общество относится сегодня к числу, первостепенных образовательных задач.
Практика показывает, что если для здоровых людей двигательная активность обычная потребность, реализуемая повседневно, то для учащихся с ДЦП физическая культура жизненно необходима, так как она является эффективным средством и методом психической и социальной адаптации. Дефицит двигательной активности становится угрозой их соматическому здоровью и физическому развитию.
Одним из факторов, влияющих на успешное освоение двигательных действий, является достаточный уровень развития координационных способностей.
Разный уровень здоровья и сохранных функций лимитирует двигательную активность детей, имеющих нарушение в работе опорно-двигательного аппарата и нервной системы, и требует дифференцированного подхода в выборе средств, методов адаптивной физической культуры, решения коррекционных, компенсаторных задач, сопряженных с процессом физического воспитания детей с детскими церебральными параличами. вышеизложенное обуславливает актуальность развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры.
Объект исследования – дети с атонически-астотической формой детского церебрального паралича.
Предмет исследования – программа развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры.
Цель исследования – оценить эффективность разработанной программы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры.
Задачи исследования:
- дать характеристику атонически-астатической форме детского церебрального паралича;
- рассмотреть средства и методы адаптивного физического воспитания младших школьников с атонически-астатической формой детского церебрального паралича;
- выявить особенности применения гимнастики для младших школьников с атонически-астатической формой детского церебрального паралича ;
- провести констатирующую оценку координационных способностей детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича ;
- апробировать авторскую программу развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры;
- провести контрольную оценку координационных способностей детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, пилотажный эксперимент, констатирующий и формирующий эксперимент, контрольный срез и сравнение результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание. ДЦП объединяет в себе комплекс симптомов, которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Чаще всего, болезнь поражает плод в период его внутриутробного развития. ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга.
Атoничecки-acтaтичecкaя фopмa ДЦП пpoявляeтcя пpи вpoждeнныx пaтoлoгияx paзвития лoбныx дoлeй и мoзжeчкa, oтнocитcя к нaибoлee тяжeлым и тpуднo пoддaющимcя лeчeнию видaм ДЦП. Coпpoвoждaeтcя cбoями в кoopдинaции, низким тoнуcoм мышц и пpoчими двигaтeльными oтклoнeниями. Пopядкa 9-10 % диaгнocтиpoвaнныx cлучaeв ДЦП пpиxoдитcя нa эту фopму.
Одним из методов реабилитации младших школьников с атонически-астатической формой ДЦП является адаптивная физическая культура. В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация.
Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигательными нарушениями.
Задачи адаптивного физического воспитания младших школьников с атонически-астатической формой ДЦП: развитие двигательных навыков; развитие психических процессов и речи; развитие познавательной деятельности; профессиональная ориентация.
Двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная, а также в широком смысле, на их поведение.
Нельзя заранее сказать, когда именно наступят улучшения. Многое зависит от степени поражения и от того, как сильно проявляется спастический синдром. Чтобы добиться значительного уменьшения проявлений для атонически-астатической формы детского церебрального паралича, заниматься ЛФК с младшими школьниками нужно регулярно, соблюдая постепенность и прислушиваясь к личным потребностям каждого из них.
Во второй главе работы была представлена экспериментальная программа развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры.
Цель исследования – оценить эффективность экспериментальной программа развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры.
В исследовании приняли участие дети 9–11 лет с атонически-астатической формой детского церебрального паралича.
Мы наблюдали 2 группы младших школьников, каждая из которых состояла из 8 человек во время занятий физической культурой.
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа.
Цель первого этапа: выявление координационных способностей детей 9–11 лет с атонически-астатической формой детского церебрального паралича.
На втором этапе осуществлялась проверка разработанной программы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с атонически-астатической формой детского церебрального паралича средствами лечебной физической культуры направленной на развитие различных мышечных групп.
На третьем этапе определялась эффективность предложенного комплекса упражнений.
Контрольную группу составили 8 младших школьников с атонически-астатической формой детского церебрального паралича. Занятия лечебной физической культурой здесь проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Состояли из трех составных частей: подготовительной, основной, заключительной.
Экспериментальную группу составили 8 школьников с атонически-астатической формой детского церебрального паралича.
Для оценки координационных способностей использовались контрольные тесты: тест «Фламинго»; проба Ромберга; бег по гимнастической скамейке; бег к нумерованным мячам; бег в заданном ритме; прыжки на точность (прыжки на разметку).
Данные результатов всех тестов (прыжок на разметку, бег по скамейке, бег к нумерованным мячам, бег в заданном ритме, проба Ромберга, «Фламинго») до начала исследования у детей без нарушений и детей с ДЦП, имели статистически достоверные различия. Это свидетельствует о том, что по уровню базового развития координационных способностей показатели контрольных тестов «Фламинго», проба Ромберга, бег по скамейке, бег к набивным мячам, бег в заданном ритме, прыжки на точность, у детей без нарушений намного выше, чем у детей с ДЦП.
Для развития координационных способностей детей школьного возраста используют разнообразные методы, такие как методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, которые являются главными методами развития координационных способностей. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.
Разработанная нами программа была рассчитана на 2 месяца. В экспериментальной группе данный комплекс упражнении выполнялся 2 раза в неделю дополнительно. В комплекс вошли следующие группы упражнений, направленных на развитие мышечной силы: с преодолением массы собственного тела, упражнения с внешним сопротивлением, упражнения в изометрическом режиме.
Проведенные исследования установили, что применение на занятиях по лечебной физической культуре разработанной нами коррекционно-развивающей программы приводит к статистически достоверно выраженным улучшениям показателей уровня развития координационных способностей у детей экспериментальной группы, о чем свидетельствовало увеличений значений контрольных тестов проба Ромберга и «Фламинго» и сокращение времени выполнения контрольных тестов по бегу и прыжкам. Это позволяет рекомендовать применение разработанной нами программы на занятиях лечебной физической культуры у детей 9–11 лет с атонически-астатической формой детского церебрального паралича.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет