Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ 6
1.1. Понятие «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической науке 6
1.2. Особенности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Характеристика лепки как средства развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста 14
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ 23
2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 23
2.2. Реализация комплекса занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки 30
2.3. Контрольная диагностика уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педагогов по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Это обосновано тем, что мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных движений, действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Учитывая, тот факт, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, особую актуальность приобретает развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные или рельефные образы и целые композиции. Лепка входит в жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.
Проблема исследования: при каких условиях работа воспитателя по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой будет эффективной?
Объект исследования: занятия лепкой в ДОУ.
Предмет исследования: процесс развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на занятиях лепкой.
Цель исследования – исследовать особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки.
Для решения поставленной цели были выделены задачи исследования:
- - раскрыть понятие «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической науке;
- исследовать особенности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать лепку как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста;
- провести диагностику уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования;
- разработать и апробировать комплекс занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки;
- оценить эффективность разработанного комплекса путем контрольной диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач, в качестве ведущих были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностика; наблюдение; анализ (количественный и качественный) результатов проведенной работы и продуктов деятельности дошкольников.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №5 Хрусталик» г. Улан-Удэ в старшей группе.
Методологическая основа: исследования М.М. Кольцовой и Л.В. Фоминой о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие; исследования Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой об обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности, в том числе и лепке; рекомендации Г.Г. Григорьевой об использовании упражнений в обучении изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки может использоваться в практической деятельности дошкольных образовательных организаций.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрываются теоретические основы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки. Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
В литературных источниках мелкую моторику понимают, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, которые свойственны человеку. Изучением вопроса мелкой моторики занимались многие ученые такие как: Т.А. Власова, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М. Монтессори, И.П. Павлов, М.С. Певзнер, В.А. Сухомлинский и др. Неоднократно исследователи приходят к выводу о тесной связи мелкой моторики и речи и взаимосвязи развития приведенных выше компонентов, доказана важность развития мелко-моторных движений у ребенка.
Для успешного развития мелкой моторики необходимо дозревание центров на уровне нервной системы и головного мозга, а также раннее развитие и накопление двигательного опыта ребенка. Механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Мы выяснили, что ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Привели описание уровней развития мелкой моторики у дошкольников и краткую их характеристику, составленную И.А. Светловой. Выяснили, что игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Описали области образовательной деятельности дошкольных учреждений, в рамках которых возможно развитие мелкой моторики. В большей степени мелкая моторика развивается в процессе продуктивной деятельности, а именно в ходе лепки, рисования, аппликаций. А в заключение привели особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из различных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности, и способствует развитию мелкой моторики.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Первым этапом работы была диагностика уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что достаточный уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы в обеих группах не был выявлен. На низком уровне в экспериментальной группе находится 3 детей (37%), в контрольной группе 3 детей (42%), что на 5% больше, чем в экспериментальной. Эти результаты доказывают, необходимость проведения формирующего эксперимента в контрольной группе.
На втором этапе была проведена реализация комплекса занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
В соответствие с гипотезой выдвинутой в начале работы мы скоординировали нашу работу на формирующем этапе эксперимента по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Цель формирующего эксперимента: подобрать и обосновать комплекс непосредственной образовательной деятельности с использованием лепки для эффективного развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Наша работа исходила из основных предположений выдвинутой гипотезы: в процессе организации и проведения образовательной деятельности использовать лепку; при организации и построении образовательного процесса придерживаться ряда принципов (возрастного и индивидуального подхода к детям, сотрудничества, доступности, деятельностного подхода, компетентности педагога, игровой подачи материала, интеграции, систематичности и последовательности). Исходя из полученных результатов, а также принимая во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, был подобран комплекс непосредственной образовательной деятельности с использованием лепки для эффективного развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, который мы проводили в течении 1 месяца.
На третьем этапе была проведена контрольная диагностика уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты сравнения констатирующего и контрольного этапов эксперимента показали, что уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону. 24% детей перешли с недостаточного уровня развития данных представлений на близкий к достаточному, а с близкого к достаточному на достаточный перешли 8% детей. Что свидетельствует об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста