Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Развитие речи дошкольников в процессе рисования
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития речи у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности рисования 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития речи у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности (рисования) 5
1.2 Анализ программы «От рождения до школы» по развитию речи и продуктивной деятельности в детском саду 12
2. Методика обучения развитию речи на занятиях по рисованию 18
2.1 Методика обучения детей младшей группы на развитие речи: интегрированные занятия по рисованию 18
2.2 Методика обучения детей средней группы на развитие речи: интегрированные занятия по рисованию 22
2.3 Методика обучения детей старшей группы на развитие речи: интегрированные занятия по рисованию 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анализ программы «От рождения до школы» образовательная область «Речевое развитие» 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Занятия по развитию речи в младшей группе» 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Занятия по развитию речи в средней группе» 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Г «Занятия по развитию речи в старшей группе» 55
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Одним из способов развития речи у дошкольников является продуктивная деятельность. Во всех видах продуктивной деятельности (лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручном труде) наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять работу по развитию речи детей. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития связной речи тем, что при её осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи у детей дошкольного возраста. Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие речи дошкольников в процессе рисования».
Проблема развития речи у дошкольников нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др.
Цель исследования: исследовать особенности развития речи дошкольников в процессе рисования.
Объект исследования: развитие речи дошкольников в процессе рисования.
Предмет исследования: методика развития речи дошкольников в процессе рисования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития речи у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности (рисования).
2. Проанализировать программу «От рождения до школы» по развитию речи и продуктивной деятельности в детском саду.
3. Исследовать методику обучения развитию речи на занятиях по рисованию.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция Ж. Пиаже «Монологическая речь как так же речь эгоцентрическая»; концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Подходы к изучению особенностей формирования речи у дошкольников В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и других.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, так же заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 66 страницах.
Решение первой задачи исследования: анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития речи у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности (рисования) позволило прийти к следующим выводам:
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Каждый возрастной этап имеет свои особенности развития связного высказывания, которое постепенно совершенствуется. Значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи в продуктивной деятельности, поскольку она приобретает практическую направленность, а это способствует речевой активности. Во время продуктивной деятельности задействовано несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие речи.
Решение второй задачи исследования: анализ программы «От рождения до школы» по развитию речи и продуктивной деятельности в детском саду позволило прийти к следующим выводам:
Основными задачами в образовательной области «Речевое развитие» является развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Основная цель образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: формирование интереса так же к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности так же детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
При решении третьей задачи исследования: анализ методики обучения развитию речи детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию мы пришли к следующим выводам:
В детском саду, в младшей группе на занятиях по изобразительной деятельности, для развития речи используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные, словесные.
Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуются внимание и память. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Во время рисования решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
Для успешного проведения интегрированных занятий по развитию кроме того речи и рисованию в старшей группе необходимо: систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю; увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы; вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания; подбор технического оснащения; систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста