Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Развитие самостоятельности у первоклассников на уроках технологии
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития самостоятельности у младших школьников 7
1.1 Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические условия развитие самостоятельности младших школьников 14
1.3 Проявление младшими школьниками самостоятельности в творческой деятельности 22
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование 28
2.2 Формирующий этап эксперимента 41
2.3 Контрольный этап эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Данная тема актуальна, так как развитие самостоятельности у детей важно для дальнейшего формирования ребёнка как личности и интеграции его в социум.
Идея развития самостоятельности детей младшего школьного возраста является ключевой в ФГОС. Дети требуют к себе внимательного и трепетного отношения. Именно в младшем школьном возрасте закладываются характеристики личности посредством обучения и воспитания.
Конечно, главную роль в этом играет семья. В школьной образовательной организации можно скорректировать отсутствие или неправильное воспитание в неблагополучной семье. Насколько ребёнок самостоятелен в своих действиях в детстве, тем более успешен он будет в жизни.
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы позволил нам определить, что проблема детской самостоятельности наиболее полно исследована школьной педагогикой (Н.В. Бочкина, О.А. Конопкин, Л.А. Матвеева, А.К. Осницкий, Л.А. Ростовецкая и др.).
Осуществлялось изучение разных видов самостоятельности младших школьников: прикладная и учебная, познавательная, организационно-техническая и др.
Данными авторами самостоятельность определяется как общая характеристика личностной регуляции деятельности, поведения и отношений. Вместе с тем, является аксиомой сензетивность младшего школьного возраста в развитии нравственно-волевых личностных качеств.
Исследования ученых свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста и началу младшего школьного возраста при оптимальных условиях воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игровой (Н.Я. Михайленко), двигательной (Л.С. Карташова, Н.В. Полтавцева) трудовой (М.В. Крулех, Р.С. Буре), познавательной (А.М. Матюшин, З.А. Михайлова, Н.Н. Подъяков), в обучении (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артемова).
Развитие самостоятельности через выполнение творческих заданий способствует не только развитию самой самостоятельности, но ещё развитию творческого воображения, моторики рук, образному мышлению.
Каждый ребёнок развивается посредством созерцания образов и осмысления этих образов. На этом этапе важно участие учителя, так как именно педагог сможет скорректировать или направить развитие ребёнка как самостоятельной личности.
Конечно, ребёнок в младшем школьном возрасте только начинает самостоятельно мыслить и еще очень зависит от родителей.
Задача учителя способствовать развитию самостоятельности у ребёнка. Для этого хорошо подходит метод развития самостоятельности, к примеру, через изобразительную деятельность. Любая методика базируется на том, что ребёнка нельзя оставлять без внимания, и любое положительное влияние на него приносит тот или иной успех.
Обучение техники рисования, вовлечение в этот процесс ребёнка способствует его заинтересованности в творческом процессе. При этом учителю важно грубо не вмешиваться в этот процесс, а всего лишь подсказывать ребёнку своим примером определённые приёмы рисования. Важно также воспитать в ребёнке качество доводить дело до конца.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется существующим противоречием в практике работы школы между признанием значимости творческой деятельности в развитии у детей младшего школьного возраста самостоятельности и использованием ее преимущественно как средства решения исключительно задач художественно-эстетического развития.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности коллективного рисования в развитии у детей 7-9 лет самостоятельности в творческой деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние творческих заданий на развитие у детей 7-9 лет самостоятельности в изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности детей 7-9 лет при выполнении творческих заданий.
Предмет исследования: коллективное рисование как средство развития у детей 7-9 лет самостоятельности в изобразительной деятельности.
Гипотеза: развитие у детей 7-9 лет самостоятельности в изобразительной деятельности посредством коллективного рисования возможно:
– при осуществлении мониторинга уровня самостоятельности детей 7– 9 лет в рисовании;
– проектировании педагогом на основе дифференцированного подхода способов объединения детей для выполнения творческих коллективных работ;
– создании условий в развивающей предметно-пространственной среде группы для самостоятельной изобразительной деятельности детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия самостоятельности у младших школьников при выполнении творческих заданий;
- провести экспериментальное исследование развития у детей 7-9 лет самостоятельности посредством коллективного рисования;
- определить эффективность выполненного исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
– анализ продуктов детской деятельности, наблюдение;
–психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы;
– качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
– идеи педагогического сопровождения детской деятельности (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В.Солнцева);
– подход к определению самостоятельности младших школьников и ее показателей (Т.И. Бабаева, М.В. Крулех).
Новизна исследования заключается в том, что доказана необходимость нового способа развития у детей 7–9 лет самостоятельности в условиях школьного учреждения – деятельностного (в процессе коллективного рисования).
Теоретическая значимость исследования: показана возможность развития у детей 7–9 лет самостоятельности в изобразительной деятельности посредством коллективного рисования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание групповой работы может быть использовано педагогами для обеспечения развития у детей 7–9 лет самостоятельности при выполнении творческих заданий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. На наш взгляд, одно из важнейших мест в ряду целей образования должно принадлежать подготовке подрастающего поколения к творческому труду.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей учащихся, а также самостоятельности. Развитие этих способностей следует начинать с дошкольного и младшего школьного возраста.
Проанализировав теоретические основы развития самостоятельности и творческих способностей, творческой деятельности и ее организации, мы пришли к выводу, что определение творчества, творческих способностей пытались дать такие ученые как Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов и другие. Наша точка зрения более соотносима с определением, данным в педагогике, это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода (С.В. Опфер).
В качестве основ развития самостоятельности и творческих способностей выступают задатки и деятельность. Задатки в свою очередь являются предпосылками развития способностей, в том числе и творческих.
Иными словами можно сказать, что самостоятельность и творческие способности приводят к успеху в творческом проявлении личности.
Младший школьный возраст, является благоприятным в развитии самостоятельности и творческих способностей как сохраняющий возможности наглядно-образного мышления и складывающегося мышления в понятиях. Творческие способности и самостоятельность связаны с опытом переживания, восприятия художественных произведений, продуктов творчества других людей, с опытом собственной продуктивной деятельности, с особой впечатлительностью младшего школьника и его интеллектуальной активностью.
Образовательный процесс в начальной школе позволяет обеспечить единство учебной и внеурочной деятельности направленной на развитие творческих способностей, самостоятельности и индивидуального подхода. На основании изученной литературы по данной теме, в нашем исследовании мы выделяем, что декоративно-прикладное творчество и художественный труд обладает особыми возможностями развития самостоятельности и творческих способностей. В младшем школьном возрасте целесообразно для развития самостоятельности и творческих способностей использовать предмет «Технология».
Предмет «Технология» связан с декоративно-прикладным искусством и творческой деятельностью ребенка. На этом предмете развивается мелкая моторика, складывается ручной интеллект, самостоятельность. Дети, много свойств мира, познают через кинестетические ощущения. У ребенка в этом возрасте критическое мышление находится в начальной стадии развития, и ребенок не страдает, от того, что продукт его творческой деятельности не является новаторским или совершенным с точки зрения других людей, что открывает свободу его творческой самореализации. Младший школьник еще не способен оценить, все ли в его личностном мире отразилось в этом продукте.
Он еще стремится к творчеству и его внутренний мир еще не требует оценки соотнесения с тем, что уже достигнуто человечеством. Ребенку достаточно простого одобрения и внимания со стороны взрослого. Поэтому предмет «Технология» на ряду, с другими предметами и факультативами, обладает особыми возможностями развития творческих способностей у младших школьников.
Рассмотрев сущность предмета технология, его роль в процессе обучения младших школьников, можно сделать вывод, что педагог на уроках «Технологии» побуждает ребенка к интеллектуальной активности тем, что материал доступен, а сама техника оригами опирается на комплекс уже имеющихся интеллектуальных способностей, но иных, нежели тех, который требуются, к примеру, для сочинения стихов, написания картин.
Доступность изложения материала на уроках, положительным образом сказывается на интеллектуальной активности детей. Большинство детей младшего школьного возраста обладают ручным интеллектом и с большим интересом стремятся познавать мир через ручной труд, тактильное восприятие новых видов материалов, форм, размеров и т.д. Таким образом, выбор работы в технике оригами на уроках «Технология» является ярким примером того, что бумагу можно осязать, сгибать, вырезать, рисовать на ней.
В опытно-поисковой работе нами была проведена диагностика самостоятельности и развития творческих способностей у младших школьников и их творческой деятельности, в которой они опредмечиваются, после чего была проведена формирующая работа на уроках технологии. Проведенная работа, позволила выявить недостатки и наметить пути улучшения самостоятельности и творческого потенциала детей. Это позволило разработать цикл уроков, с использованием занятий оригами. Цикл уроков включал задачи развития творческих способностей,развития отдельных этапов деятельности и качеств личности, а также технических приемов.
В целом мы пришли к выводу, что целенаправленная организация уроков технологии с использованием оригами, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей у младших школьников, а вместе с тем развивается и сама творческая деятельность.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи опытно-поисковой работы по развитию самостоятельности и творческих способностей младших школьников средствами оригами на уроках технологии успешно достигнуты.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста