Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сотрудничество как психолого-педагогический феномен 6
1.2 Особенности развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками 10
1.3 Игровая деятельность как средство развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1 Диагностика уровня развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в игровой деятельности 19
2.2 Содержание работы по развитию навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в игровой деятельности 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Актуальность исследования. Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений, как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах. Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия. Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
Проблема развития сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях ученых, но они рассматривали сотрудничество детей школьного возраста (Ш.А. Амонашвили, Т.К. Ахаян, В.А. Ситаров), дошкольного возраста с точки зрения психологии (Г.М. Андреева, М.И. Лисина). В работах авторов раскрывается деятельностный, гуманистический характер сотрудничества, его диалогическая структура, подчеркивается необходимость освоения сотрудничества с дошкольного детства. освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности. До настоящего времени остаются недостаточно исследованными возможности игры как средства развития сотрудничества дошкольников со сверстниками.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть своего рода средство познания ребенком действительности.
Проблема исследования: каковы особенности развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности?
Методологическую основу исследования составляют труды следующих авторов: психолого-педагогические исследования, посвященные изучению проблемы сотрудничества детей со сверстниками (О.П. Гаврилушкиной, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, В.В. Рубцова, Е.О. Смирновой, и др.); в сфере влияния игровой деятельности на развитие личности детей дошкольного возраста: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Лисина, В.С. Мухина, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин, и др.
Объект исследования - процесс развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - возможности игровой деятельности для развития навыков сотрудничества у старших дошкольников.
Цель исследования: обосновать возможности игровой деятельности в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
– создание развивающей предметно-пространственной среды для организации сюжетно-ролевых игр;
– планомерное осуществление педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры (Солнцева О.В. «Дошкольник в мире игры») у детей старшего дошкольного возраста;
– обогащение игровой деятельности старших дошкольников игровыми ситуациями, направленными на развитие навыков сотрудничества;
– подборка диагностического инструментария с целью измерения уровня развития навыков сотрудничества старших дошкольников.
Для реализации поставленной в исследовании цели были определены задачи:
- охарактеризовать сотрудничество как психолого-педагогический феномен;
- раскрыть особенности развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками;
- проанализировать игровую деятельность как средство развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками;
- провести диагностику уровня развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в игровой деятельности;
- осуществить работу по развитию навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в игровой деятельности.
В работе использованы следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных – количественный и качественный анализ, структурный метод – для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент – как основной метод исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 «Центр развития ребенка «Непоседы» г. Белгорода» (МБДОУ д/с №89). В исследовании приняли участие 27 дошкольников 6-7 лет.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- В период дошкольного возраста происходит интенсивное развитие способности к общению в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в процессе становления эмоционально-практического, ситуативно-делового и внеситуативно-делового этапов общения. Общение со сверстниками позитивно сказывается на детских взаимоотношениях при условии насыщении его выраженной потребностью сотрудничества, доброжелательности в совместной деятельности.
- «Сотрудничество» в исследованиях ученых определяется как «синоним взаимодействия, совместности, кооперации» (Е.Е. Кравцова, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин); «тип взаимодействия, специфичный для совместной деятельности» (Л.С. Римашевская); «процесс межсубъектного взаимодействия, направленный на согласование совместных усилий субъектов» (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) и т.д. Сотрудничество предполагает наличие таких компонентов, как единство цели, распределение и согласование выполняемых функций друг с другом, наличие позитивных взаимоотношений, эмпатии, взаимопомощи. Сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнерами по взаимодействию, оказанием помощи друг другу при достижении общих целей совместной деятельности. В условиях сотрудничества развиваются общая содержательная сторона взаимодействия; эмоциональное единство участников; происходит обмен идеями, что способствует координации общих усилий для достижения цели. Благодаря сотрудничеству реализуется опыт позитивного взаимодействия со сверстниками.
- Наиболее благоприятным для формирования навыков сотрудничества является период старшего дошкольного возраста, поскольку в данный период наблюдается выраженность у детей потребности в общении, развитие сопереживания; выработка у детей положительных черт характера, способствующих взаимопониманию и оказанию помощи в процессе общения.
- Оптимальное развитие детей происходит в условиях специально созданной деятельности, в которой у них возникает необходимость вступать в отношения сотрудничества. Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития навыков сотрудничества у детей, поскольку в ней реализуются разные формы взаимодействия по типу сотрудничества (М.И. Шевырева), происходит процесс соподчинения социальных ролей (Д.Б. Эльконин), процесс согласования детьми действий друг друга (А.П. Усова), в игре создаются условия для развития «детского общества» (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова), формируются длительные привязанности (Т.А. Репина) и поэтапное игровое взаимодействие (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
- В рамках эмпирического исследования навыка сотрудничества старших дошкольников со сверстниками мы выявили, что у большинства детей преобладает средний уровень развития. Нами были выявлены следующие проблемы: дети имеют трудности в различении эмоционального состояния сверстников. Имеют трудности в общении. Также дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации. Дети не всегда могут договориться об общем деле, распределить обязанности, настаивают на своем.
- На формирующем этапе для формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста были разработаны методические материалы, представленные комплексом сюжетно-ролевых игр. Определена совокупность педагогических условий, целей и задач педагогического сопровождения. С детьми был проведен комплекс сюжетно-ролевых игр, использовались игровые ситуации.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста