Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Развивающие игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Введение 2
1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста 6
1.1. Общая характеристика сенсорного развития 6
1.2 Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 11
1.3. Роль развивающих игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста 16
2. Экспериментальное исследование формирования представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр у детей младшего дошкольного возраста 21
2.1. Выявление уровня представлений о сенсорных эталонах у детей во второй младшей группе 21
2.2. Методические рекомендации по формированию представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр у детей младшего дошкольного возраста 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что готовность ребенка к школьному обучению, как итог дошкольного развития, в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха и т.д.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте – это игра.
Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме.
Игра является средством научения, позволяющим ребенку, расти когнитивно, социально, физически и эмоционально.
Большое значение на развитие ребенка оказывают развивающие игры, главной особенностью которых является то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложном, с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей
Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период. А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Всё выше сказанное определило объект исследования: процесс формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста.
Предмет изучения: условия формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Цель исследования: создание и экспериментальная проверка условий, обеспечивающих эффективное использование развивающих игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- обобщить теоретический материал о значении развивающих игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста;
- выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста;
- подобрать и апробировать комплекс развивающих игр по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста;
- выделить и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективное использование развивающих игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- будет подобран комплекс развивающих игр;
- созданы условия для эффективного использования развивающих игр по формированию представлений о сенсорных эталонах. Методы исследования: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение. Теоретическая значимость заключается в выявлении сущности, задач, содержания, путей осуществления сенсорного воспитания.
Практическая значимость заключается во внедрении и апробировании условий, обеспечивающих эффективное использование развивающих игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Лучик» с детьми младшего дошкольного возраста. В ходе оценки уровня представлений о сенсорных эталонах у детей во второй младшей группе применялись несколько методик из книги «Практикум по дошкольной психологии», разработанных Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета, на изучение умения ориентироваться в величине предмета, на изучение представлений о частях суток.
По результатам проведенной диагностики развития представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста мы рекомендуем поэтапное формирование представлений о сенсорных эталонах, с использованием разных развивающих игр, направленных на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешном формировании представлений о сенсорных эталонах цвета играют родители. Поэтому для формирования представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр у детей младшего дошкольного возраста мы рекомендуем проводить работу с родителями.
Таким образом, систематическая, последовательная работа по формированию представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр у детей младшего дошкольного возраста способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес и активность малышей. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребёнок получает определённый эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется.
Итак, системное использование разнообразных развивающих игр и упражнений является эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста, а также способствует развитию познавательной активности, речи, творческих способностей детей, повышению слуховому восприятию, воображению, памяти.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста