Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Ребёнок и взрослый: общение, сотрудничество, диалог
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности взаимодействия ребенка и взрослого 5
1.1. Особенности общения в дошкольном возрасте 5
1.2. Диалог как тип психологического общения: новые формы 11
1.3. Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ: современные формы взаимодействия 14
2. Развитие сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе ДОУ через игру 19
2.1. Педагогические условия развития сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе ДОУ 19
2.2. Игра как одна из форм сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-конспект родительского собрания «Способы взаимодействия взрослого и ребенка» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект занятия на тему: «Взрослые и дети» 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В План-конспект занятия на тему: «Взаимодействие детей и родителей в игровой деятельности» 41
Современная психолого-педагогическая наука стоит перед проблемой гуманизации обучения, то есть принципиальным переосмыслением роли воспитателя и дошкольников в образовательном процессе ДОУ. Воспитатель сегодня должен научиться управлять деятельностью, как всего коллектива дошкольников, так и каждого отдельного дошкольника. Это невозможно в рамках традиционных представлений о процессе обучения, который зачастую не может быть личностно ориентированным, а, следовательно, не будет способствовать в полной мере осуществлять дифференцированный подход к детям.
Истинная гуманизации образовательного процесса в современном ДОУ предполагает глубокое проникновение в область социальных контактов ребёнка со взрослыми и сверстниками, разработку оптимальных моделей этих контактов, способствующих реализации потенциала психического развития каждого ребёнка. Изучение проблемы специфики сотрудничества имеет не только первостепенное теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с повышением требований, предполагающих высокий уровень организации социальных взаимодействий ребёнка со взрослыми и сверстниками, к образовательному процессу в современном ДОУ. Решение этой проблемы во многом связано с обеспечением индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе его глубокого психолого-педагогического изучения.
В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Научной базой при выделении этой проблемы как самостоятельной и дальнейшей её разработки послужили работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Сл. Рубинштейна, Д. Б.Эльконина. Сотрудничество детей с взрослыми раскрыты в исследованиях Р. С. Буре, Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Г. А. Цукерман и др.
Цель исследования – выявить возможности развития общения, сотрудничества, диалога детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ.
Цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- выявить особенности общения и коммуникативных навыков в дошкольном возрасте;
- охарактеризовать диалог как тип психологического общения;
- исследовать особенности организации сотрудничества детей и взрослых в ДОУ: современные формы взаимодействия;
- охарактеризовать игру как одну из форм сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе;
- проанализировать педагогические условия развития сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе ДОУ.
Объект исследования: особенности общения взрослых и детей.
Предмет исследования: диалог и сотрудничество, как одна из форм развития общения у родителей и детей дошкольного возраста.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
Под сотрудничеством мы понимаем совместную жизнь ребёнка и взрослого, в процессе которой взрослый передаёт ему человеческий опыт в разных его формах, а ребёнок его так же усваивает, делает своим, т. е. присваивает. Сотрудничество так же предполагает активную ориентировку ребёнка на взрослого как на источник социального опыта, нравственных норм поведения, умений и знаний, как на эталон. Особое внимание необходимо обратить на то, что не только взрослый должен хотеть передать всё, что он знает, понимает, всё своё мироощущение, но и ребёнок должен хотеть всё это взять, усвоить. Дети дошкольного возраста ориентированы на взрослого, нужно лишь умело воспользоваться этой направленностью.
Анализ психолого-педагогической литературы привел к выводу, современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широко эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими так же и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Совместная деятельность предполагает и сознание. Ребенок и взрослый равноправны, самоценны как участники так же диалога культур.
Рассмотрев игру, как одну из форм сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе, мы пришли к выводу, что игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста