Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Республика как форма государственного правления
Введение 3
1 Понятие, признаки и разновидности республики как формы государственного правления 5
2.1. Понятие республики как формы правления 5
1.2 Виды республики и их признаки 7
2 Исследование формы правления в Российской Федерации: тенденции, проблемы и перспективы 13
2.1 Форма государственного правления в Российской Федерации 13
2.2 Проблемы и перспективы развития президентской формы правления в Российской Федерации 20
Заключение 26
Библиографический список 28
Форма правления – первый, определяющий элемент формы государства, который характеризуется порядком формирования высших органов государственной власти, их компетенцией, структурой, принципами и формами взаимодействия между собой.
Форма государственного правления является важным элементом и составной частью формы государства. В зависимости от того, кем осуществляется и кому принадлежит власть, одному лицу или выборному коллективному органу, можно разделить форму правления на две части: монархии и республики. При монархической форме правления источником власти в государстве и ее носителем будет являться монарх. При республиканской же основным и главным источником власти признается население страны, а ее носителем объявляется выборные государственные органы.
В современном мире количество государств с республиканской формой правления существенно превышает количество государств с монархической формой, хоть монархии и являются более древней формой, и они прошли более длительный временной исторический путь. Для республик характерно наличие конституции и института разделения властей. Так, например, в конституции Российской Федерации, в статье 3 указано, что единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ. Народ реализовывает свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В статье 11 сказано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Статья 15 гласит, что конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Нужно отметить, что форма правления входит как один из элементов в структуру формы государства.
Вопросы формы правления в России заслуживают особого внимания, исследования, поскольку от того, каким образом, насколько оптимально организована государственная власть в стране, зависят эффективность её осуществления, развития экономики, науки и образования, состояние законности и правопорядка, исполнение предписаний Конституции Российской Федерации, гарантирующих реализацию, защиту прав и свобод граждан. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Объект работы – общественные отношения в области применения форм правления.
Предмет работы – нормативная правовая база в области применения форм правления.
Цель работы – правовой анализ такой формы государственного правления как республика.
Для достижения цели, нужно решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, признаки и разновидности республики;
- проанализировать форму правления в Российской Федерации, выявить ее преимущества и недостатки;
- исследовать проблемы и перспективы развития президентской формы правления в Российской Федерации.
Методологическую основу работы составили логический метод, системный и сравнительный методы.
Форма правления является одной из наиболее древних характеристик государственного устройства. Её изучением озадачились ещё древние греки. Раньше она определяла только принцип, по которому передавалась власть в стране. Со временем это понятие расширилось.
Сейчас форма правления полностью определяет организационную структуру правящих органов в государстве, в частности их состав, компетенцию, порядок формирования, срок деятельности полномочий и т. д. Она также определяет принцип и порядок их взаимодействия с населением и между собой.
Форма правления – это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.
История государства выделяет две формы правления – монархию и республику.
Монархия – верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.
Республика – государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.
Несмотря на имеющиеся недостатки, республиканский способ организации государства сегодня явно в приоритете. Из 195 признанных государств 164 являются республиками разных типов.
Дискуссионным представляется вопрос о форме правления в России, поскольку Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ, Конституции Российской Федерации), не определяет вид республики, к которой относится Российская Федерация (Статья 1 Конституции Российской Федерации). Среди отечественных учёных установились две основные позиции по обозначенной проблеме. Сторонники первой утверждают, что Россия – президентская республика, так как само по себе наличие некоторых элементов парламентаризма не делает президентскую республику парламентской.
В Российской Федерации установилась смешанная полупрезидентская республика, так как совсем отрицать роль высшего законодательного органа представляется невозможным: в государственном строе определённо присутствуют элементы парламентаризма, такие как двойная ответственность правительства, подзаконный характер актов, издаваемых Президентом РФ, назначение на должность Председателя Правительства с согласия Государственной Думы РФ.
В результате значительных изменений в системе разделения властей после внесения в Конституцию Российской Федерации «поправок 2020» установлен более правильный баланс ветвей федеральной государственной власти. Появились новые, убедительные основания для определения формы правления нашей страны: Россия – президентско-парламентская республика с доминирующей ролью Президента, главы государства.
Таким образом, форма правления находится в постоянном движении, развитии. Преобразование Конституции должно быть эволюционным, управляемым процессом. Оптимальное распределение властных полномочий, организация успешного взаимодействия органов государственной власти, эффективного сотрудничества и конкуренции, ответственность и реальные сдержки и противовесы помогут решить сложные задачи.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования