Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе ознакомления с хохломской росписью
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы изучения процессов социально-личностного развития дошкольников 7
1.1 Анализ основных подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблемам социально-личностного развития дошкольников 7
1.2 Социально-личностное развитие в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 13
2 Методическое обеспечение организации непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации по изучению хохломской росписи 16
2.1 История, техника и особенности хохломской росписи 16
2.2 Программы, задачи, формы и методы работы по ознакомлению с хохломской росписью старших дошкольников 21
2.3 Организация кружковой работы в дошкольной образовательной организации по ознакомлению с хохломской росписью 29
3 Опытно-практическая работа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью 31
3.1 Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста 31
3.2 Организация работы по ознакомлению с хохломской росписью детей старшего дошкольного возраста 34
3.3 Обобщение результатов опытно-практической работы: контрольная диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью» 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Консультации для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью» 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В Картотека дидактических игр по ознакомлению с хохломской росписью для детей старшего дошкольного возраста 61
Одной из тенденций развития современного образования в России является запрос на активную творческую жизнедеятельность подрастающего поколения. Особое место в данной тенденции занимает ориентация на ценности мировой культуры, диалог мировоззрений, оптимальное применение развивающих технологий, направленных на формирование современной научной картины мира.
Воплощение современных идей научно-гуманистической системы образования предполагает необходимость совершенствования содержания и методов работы образовательных организаций; реформирование системы управления, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, их своевременное социально-личностное развитие.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов ФГОС дошкольного образования [20].
На сегодняшний день, не теряет своего значения в социально-личностном развитии у дошкольников такой вид изобразительной деятельности, как декоративно-прикладное искусство. Немаловажную роль играет изучение народных традиций и промыслов, имевших место в декоративно-прикладном искусстве на протяжении многих веков, конкретнее – обучение детей искусству росписи бытовых и декоративных предметов видами росписи, сформировавшимися на нашей родной земле. Одним из видов такой росписи является знаменитая хохломская роспись.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус [5, 7, 8, 14, 15].
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает социально-личностное развитие дошкольников в процессе ознакомления с хохломской росписью как видом декоративно-прикладного творчества.
Проблема исследования заключается в выявлении (диагностике и интерпретации) особенностей социально-личностного развития дошкольников в процессе ознакомления дошкольников с хохломской росписью в детском саду.
Цель работы: изучить и описать особенности социально-личностного развития дошкольников в процессе ознакомления дошкольников с хохломской росписью в детском саду.
Объект исследования: социально-личностное развитие дошкольников.
Предмет исследования: специфика социально-личностного развития дошкольников в условиях их ознакомления с хохломской росписью как видом декоративно-прикладного творчества.
Гипотеза исследования: социально-личностного развитие детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если при ознакомлении с хохломской росписью будет использован комплекс условий: дидактические игры по данной тематике, разнообразная непосредственно-образовательная деятельность, связанная с хохломской росписью.
Задачи исследования:
- провести анализ основных теоретических подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблемам социально-личностного развития дошкольников;
- изучить и охарактеризовать процессы социально-личностного развития детей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- охарактеризовать историю, технику и особенности хохломской росписи;
- проанализировать программы, задачи, формы и методы работы по ознакомлению с хохломской росписью старших дошкольников;
- описать опыт организации кружковой работы в ДОУ по ознакомлению с хохломской росписью;
- провести диагностику социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста;
- организовать работу по ознакомлению с хохломской росписью детей старшего дошкольного возраста;
- обобщить результаты опытно-практической работы (провести контрольную диагностику социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста и сравнить данные вводной и итоговой диагностики).
Методологическая и теоретическая основа исследования. Основы социально-личностного развития дошкольников в условиях их ознакомления с декоративно-прикладным творчеством были разработаны кроме того в исследованиях А.Б. Добровича, Т.И. Емельянова, Е.Н. Ильина, Л.В. Косогоров, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.В Орлова, А.Г. Рузской и др.
Методы исследования: теоретический анализ; обобщение педагогического опыта; методика диагностики социально-личностного развития (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); метод статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-практической работы могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация исследования проводилась на базе ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 28». В опытно-практической работе участвовали 17 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет. Приложения содержат
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников из 21 наименования и 3 приложений.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов ФГОС дошкольного образования.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, и развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Социально-личностное развитие дошкольника – процесс формирования отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов ФГОС ДО.
Социально-личностное развитие в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и предусматривает: развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Одним из средств социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста является ознакомление с хохломской росписью.
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел который возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области. Хохломская роспись представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную золотистым и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий деревянной посуде эффект массивности.
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, формы величины, положение элементов на плоскости предметов. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к родному краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок приобретает нарядный праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно.
Нами была проведена опытно-практическая работа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Исследование проводилось на базе ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 28». В опытно-практической работе участвовали 17 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Опытно-практическая работа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью проводилась в три этапа:
1. На первом этапе была проведена констатирующая оценка уровня социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. На втором этапе была проведена работа по формированию по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью.
3. На третьем этапе была проведена контрольная оценка уровня социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, на основе которой проведено обобщение опытно-практической работы по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью.
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста позволила сделать следующие выводы: среднегрупповой качественный показатель составил 2,25 балла, что соответствует низкому уровню социально-личностного развития в данной группе; высокий уровень социально-личностного развития имеют два ребенка: Ксюша М. и Вова К. – эти дети набрали максимальное количество баллов по всем четырем показателям; 11 человек в группе (что составило 64%) имеют низкий уровень социально-личностного развития. В основном у этих детей низкий уровень развития таких навыков: у девочек – уступчивости и доброжелательности, а у мальчиков – приветливости и внимательности; ни один навык культуры общения в данной группе не развит на должном уровне. Поэтому необходимо продолжить работу по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Цель второго этапа: организовать работу по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью. С этой целью нами был разработан и реализован проект «Хохломская роспись в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста».
В процессе создания предметов хохломской росписи у детей закрепились знания эталонов формы и цвета, сформировались четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей, при применении декоративно-прикладного искусства, развились в следующих направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Также при овладении приемами народной росписи у детей сформировалась свобода и раскованность всей руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаз. Также, занятия хохломской росписью, способствовало формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, с целью выявления динамики уровня социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. По результатам, полученным после проведения методик на этапе контрольного среза, мы можем сделать вывод о высокой степени социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста по окончанию проведения формирующей работы.
По результатам проведённой работы мы разработали ряд рекомендаций по социально-личностному развитию дошкольников в процессе ознакомления с хохломской росписью:
1. В развивающей предметно-пространственной среде поместить предметы с орнаментом «Хохлома», это могут быть в игровом уголке детские стульчики, столы, кроватки для кукол, детская игровая посуда. На обеденном столе – подставки под салфетки. В уголке изобразительной деятельности – семеновские матрешки, книжки-раскраски по мотивам хохломской росписи.
2. Со старшего дошкольного возраста (5-6 лет) начинать активное знакомство воспитанников с историей хохломской росписи, знакомить с элементами росписи (осочки, завитки и т. п., используя такую форму организации как игровые, сюжетные занятия, интегрируя с различными видами детской деятельности. Начинать учить рисовать сложные элементы – усики, завитки, используя образовательные обучающие ситуации.
3. С детьми 6-7 лет – «капельки», соединяя два приема рисования: концом кисти и «примакивание» (нажим на всю кисточку, «кустики». Начинать учить рисовать узоры «травка», «ягодка», «золотые узоры», «кудрявые ветки и кустики». Использовать как фоны заготовки, так и рисование по трафарету и на целом листе бумаги.
4. Во время знакомства с хохломской росписью, постоянно, для самостоятельной детской деятельности в уголках книги, изобразительной деятельности располагать альбомы с репродукциями, фотографии, репродукции предметов хохломской росписи.
5. В уголках для родителей, информационных стендах вывешивать консультации-рекомендации для родителей воспитанников, например «Загадочная Хохлома», «Знакомим дошкольников с хохломской росписью», для расширения образовательного пространства для детей.
Таким образом, включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства - одно из главных условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста