Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Социально-педагогические технологии работы с асоциальной семьёй в условиях комплексного центра социального обслуживания
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-педагогических технологий работы 7
1.1 Особенности работы с асоциальными семьями в условиях комплексного центра социального обслуживания 7
1.2 Содержание социально-педагогических технологий в работе с асоциальными семьями 14
1.3 Обоснование социально-педагогических условиях работы с асоциальной семьёй в условиях комплексного центра социального обслуживания 19
Выводы по I главе 29
Глава II. Эмпирическое исследование комплекса условий социально-педагогических технологий работы с асоциальной семьей в условиях БУСОВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района» 31
2.1. Изучение и анализ опыта БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района» по работе с асоциальной семьей 31
2.2. Программа эмпирического исследования комплекса условий социально-педагогических технологий работы с асоциальной семьей в условиях БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района» 39
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Актуальность исследования определяется тем, что приоритетными направлениями государственной семейной политики современного российского общества являются создание оптимальных условий для успешного функционирования семьи и воспитания ребенка в семье, повышение уровня и качества жизни семей с детьми, оказание комплексной социальной помощи с целью предупреждения социального неблагополучия семей.
Одной из серьезнейших проблем, вставших в настоящее время перед российским обществом и перед западной цивилизацией в целом, является кризис семьи как базового социального института. В современной России – это явление усугубляется атмосферой общего затяжного социального кризиса, связанного с периодом реформ. Однако прогрессирующее ухудшение состояния семьи во всех аспектах ее жизнедеятельности – от семейно-брачных отношений супругов до воспитания детей, от решения жилищных и материальных проблем до заботы о престарелых родителях представляет собой генерализованный процесс, уходящий корнями далеко в прошлое.
Не в последнюю очередь по этой причине российская семья сейчас находится в столь бедственном положении. Возникающие в сфере внутрисемейных отношений сложности и проблемы не получают должной репрезентации в общественном сознании. Современное российское общество не рефлексирует на состояние семьи, перспективы и тенденции ее развития.
В силу всей совокупности перечисленных причин понятие «асоциальная семья» обрело в современной России острую актуальность: семейное неблагополучие из печального частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей. Это не может не отражаться на состоянии общества и его институтов: неблагополучие в массе семей генерирует неблагополучие в социальном масштабе.
Во-первых, исходя из идеи о том, что в социологии общество приходит к осознанию самого себя, мы полагаем, что обращение к исследованию асоциальной семьи как социального феномена обладает в наши дни особой актуальностью, которая определяется потребностью в осмыслении и гласном отражении в общественном сознании негативных процессов, связанных с кризисом семьи. Асоциальная семья является зеркалом общего социального неблагополучия. Исследуя ее в социологическом ключе, мы получаем адекватную картину состояния общества в целом.
Во-вторых, актуальность изучения асоциальной семьи обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности России в ее демографическом аспекте: тенденции неблагополучия на уровне внутрисемейных отношений составляют ощутимую угрозу как для физического воспроизводства общества, так и для его морального воспроизводства в плане сохранения и межгенерационной трансляции базовых социальных ценностей.
Таким образом, исследование социально-педагогических технологий работы с асоциальной семьёй обладает в настоящее время особой актуальностью как в научно-теоретическом, так и в социально-практическом плане.
Противоречие исследования: с одной стороны, происходит увеличение количества асоциальных семей, а с другой стороны, используемые социально-педагогические технологии работы с асоциальной семьей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения являются не достаточно эффективными.
Проблема исследования: каковы условия содержания социально-педагогических технологий работы с асоциальной семьей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения?
Объект исследования: социально-педагогические технологии работы с асоциальной семьей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Предмет исследования: комплекс условий социально-педагогических технологий работы с асоциальными семьями в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс условий социально-педагогических технологий работы с асоциальной семьей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие асоциальной семьи и выявить особенности работы с асоциальными семьями в условиях комплексного центра социального обслуживания.
2. Охарактеризовать содержание социально-педагогических технологий в работе с асоциальными семьями.
4. Обосновать социально-педагогические условия работы с асоциальной семьёй в условиях комплексного центра социального обслуживания.
5. Изучить и проанализировать опыт БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района» по работе с асоциальной семьей.
6. Разработать и апробировать программу социально-педагогических условий работы с асоциальной семьей в условиях БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района».
Гипотеза исследования: социально-педагогические технологии работы с асоциальной семьей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения будут успешны и результативны при следующих условиях:
- применение каждой технологии обусловлено проблематикой асоциальной семьи;
- привлечение специалистов для оказания помощи асоциальной семье;
- оздоровление социума города.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, синтез, обобщение) и эмпирические (изучение документов, тестирование, обобщение опыта, проектирование программы).
Практическая значимость: социально-педагогические технологии работы с асоциальной семьей, представленные в данной работе, могут быть использованы в деятельности специалиста по социальной работе в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Методологическая основа исследования. Тема асоциальной семьи по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь скрещиваются научные интересы педагогов, психологов, социологов, правоведов, философов и демографов. Работы Е.И. Холостовой, Шульги Т.И., Корчагиной Ю.В., Щукиной Н.П., Манукяна Э.А. о работе с асоциальной семьей и семьей в общем смысле оказали влияние на формирование системных представлений по изучаемой теме. Тем не менее проблематика асоциальной семьи в современной России не получила пока должного отражения в отечественной научной литературе. Более того, можно констатировать нехватку комплексных работ, специально посвященных социальной работе с асоциальной семьей в различных аспектах ее существования.
База исследования: БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района» (Вологодская область, Бабаевский район, г. Бабаево, ул. Интернациональная, д. 42).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В современных условиях обострения социальных, политических и экономических проблем общество нуждается в развитии и поддержке системы социально-педагогического сопровождения. Существующие пороки общества (преступность, наркомания, алкоголь, психические расстройства и др.) являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры. Это отражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, в безграмотности в вопросах семейного воспитания, в сильнейшей мотивационной ограниченности в решении проблем, которые связаны с развитием и воспитанием ребенка в семье.
Асоциальная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Комплексные центры социальной обслуживания (КЦСО) работают с безнадзорными детьми и подростками, проводят социальный патронаж и реабилитацию семей, попавших в трудную жизненную ситуацию или социально опасное положение. Профилактику социального неблагополучия семей проводят поэтапно: сотрудники КЦСО обследуют условия проживания и определяют социальный статус семьи, оценивают уровень жизни семьи, определяют проблемы и ищут факторы, влияющие на благополучие семьи; специалисты разрабатывают индивидуальную профилактическую или реабилитационную программу. Для эффективной помощи подключают психологов и социальных педагогов системы профилактики; после окончания профилактической программы работники КЦСО оценивают изменение жизни семьи.
Содержание социально-педагогических технологий в работе с асоциальными семьями включает в себя такие аспекты как экономический, юридический, психологический, социальный, педагогический и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук и владение их технологиями.
Теоретические разработки представителей различных дисциплин в области изучения семьи и семейного неблагополучия в целом позволяют выделить асоциальную семью как особый объект в социальной работе, наделенный своими характеристиками и признаками, которые формируются под воздействием различных групп факторов. Работа с такими семьями многогранна и проводится в специализированных центрах, где полный комплекс мер осуществляет группа специалистов по трем основным направлениям: профилактике, диагностике и реабилитации, которые в свою очередь тесно взаимосвязаны.
Исследование базируется на предположении о том, что социально-педагогические технологии работы с асоциальной семьей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения будут успешны и результативны при следующих условиях: применение каждой технологии обусловлено проблематикой асоциальной семьи; привлечение специалистов для оказания помощи асоциальной семье; оздоровление социума города.
Изучение и анализ опыта БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района» по работе с асоциальной семьей позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности проводимой работы. Существует необходимость создания более эффективных организационных систем в работе с асоциальными семьями, что позволит сократить время обслуживания асоциальной семьи, при этом, не утратив качественных характеристик обслуживания.
В рамках работы была разработана программа эмпирического исследования комплекса условий социально-педагогических технологий работы с асоциальной семьей в условиях БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района».
Был проведен констатирующий эксперимент по выявлению неблагополучия семей. Для выявления неблагополучных семей, нами была составлена анкета, состоящая из 14 вопросов. По результатам анкетирования была разработана программа которая способствует восстановлению социального статуса родителей и защите прав и интересов ребенка.
Целью формирующего эксперимента являлось снижение уровня социального неблагополучия асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, посредством максимального приближения социальной помощи к месту проживания семей. В организации деятельности БУ СО ВО «КЦСОН Бабаевского района» использована модель разделения территории города на 5 социальных участков по административно-территориальному принципу. Разделение на участки обеспечивает высокую степень концентрации информации о социальном неблагополучии, оперативность предоставления мер социальных услуг, у специалиста, обслуживающего определенный участок. Реализуют данную технологию 5 специалистов по социальной работе, используя командные формы работы, совместно с психологом, юристом, социальным педагогом БУ СО ВО «КЦСОН Бабаевского района».
Контрольный эксперимент направлен на оценку эффективности реализации разработанных социально-педагогических технологий работы с асоциальной семьей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Результатом реализации технологии должны стать достигнутые цель и задачи, а именно: снижение уровня социального неблагополучия асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, посредством максимального приближения социальной помощи к месту проживания семей.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»