Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Статус беженцев по российскому законодательству
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы статуса беженцев по российскому законодательству 5
1.1. Понятие беженцев, их отличия от других категорий вынужденных мигрантов 5
1.2. Особенные признаки статуса беженцев 13
2. Права, обязанности и защита беженцев по российскому законодательству 18
2.1. Права и обязанности беженцев 18
2.2. Защита беженцев: актуальные проблемы и пути их решения 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
Целый ряд факторов современной мировой геополитики обостряет целый ряд проблем для Российской Федерации, вызванных вынужденной миграцией жителей Южной Осетии, Абхазии, юго-востока Украины, Сирии, и стран СНГ. Данная проблематика является обычным явлением для государственной границы Российской Федерации. Большое количество людей покидают место жительства по различному спектру причин (вооруженных конфликтов, притеснений по национальным признакам, желаю спасти свою жизнь и др.). Для решения данной проблемы обосновывается и применяется система правовых международных, национальных и региональных стандартов, направленных на достойное существование беженцев и вынужденных переселенцев в принимающем государстве. Решение проблем данных категорий иностранных граждан определяет установление ответственности и обязанностей государственных органов власти, связанных с реализацией прав лиц данных категорий. Также, в свою очередь беженцы наделяются законодательно правами и ответственностью.
Приоритетной проблемой российской юридической науки выступает определение особенностей правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Определение прав и свобод, в частности права на свободу передвижения, временного или постоянного проживания в границах конкретных территориальных образований в современных социально-экономических условиях требуют адаптации миграционного законодательства РФ. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся и развивающиеся в сфере предоставления статуса беженцев по российскому законодательству.
Предметом исследования явилась совокупность норм, регламентирующих вопросы, связанные с предоставлением, обеспечением и защитой статуса беженцев.
Цель работы – исследовать статус беженцев по российскому законодательству, выявить его проблемы и предложить пути их решения.
Достижению заявленной цели способствовало решение следующих задач:
- раскрыть понятие беженцев, выявить их отличия от других категорий вынужденных мигрантов;
- проанализировать особенные признаки статуса беженцев;
- исследовать права и обязанности беженцев;
- выявить актуальные проблемы защиты беженцев и предложить пути их решения.
Теоретическая основа основана на работах таких учёных, как С.А. Авакьян, Л.В. Андриченко, А.С. Бахов, Д.К. Бекяшев, А.Н. Воронина, А.В. Демидов, Н.В. Захарова, О.С. Кажаева, Е.В. Киселёва, А.А. Клишас, Е.А. Школяренко и др.
Методологическая основа включает в себя общенаучные (системный, логический, анализ, синтез и др.) и частнонаучные методы, прежде всего апробированные юридической наукой и практикой. В их числе: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой).
Структура работы обусловлена целью, задачами, а также логикой развития проблемы. Работа включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
Массовые вынужденные миграции являются относительно новым феноменом для современной России, вследствие чего в российском законодательстве и нормативно-правовой базе еще не сформировались в завершенном виде категориальные понятия вынужденных мигрантов. К настоящему времени в типологии вынужденных мигрантов наиболее устойчиво закрепилась официально используемая схема их деления на три категории: беженцев, вынужденных переселенцев и внутриперемещённых лиц. Однако принятые для такого деления критерии недостаточно обоснованы с точки зрения полноты и объективности.
Сравнительно добротно разработано и не требует кардинальных изменений российское законодательство по беженцам, которое не противоречит нормам международного гуманитарного права, и достаточно оптимально соизмеряет права личности, национальные интересы государства и международные обязательства России в этой области. Вместе с тем, следует отметить, что в Законе «О беженцах» не отражен четко принцип двухуровневого обеспечения правового положения беженцев («наравне с иностранцами» и «наравне с российскими гражданами»), как это сделано в Конвенции ООН 1951 г. Данное обстоятельство не диктует необходимости изменения Закона, однако требует более тщательного контроля за соблюдением этого принципа в правоприменительной практике властных и миграционных структур Российской Федерации.
Исследование общего и особенного в категориях мигрантов позволяет обосновать приоритетность сфер применимости международного гуманитарного права и национального законодательства в обращении с субъектами вынужденной миграции. При этом уточняется степень самостоятельности и ответственности государства в части, касающейся использования обязательных или допустимо приемлемых стандартов обеспечения правового положения вынужденных мигрантов.
Пребывание иностранных граждан на территории РФ в правовых режимах «беженцев» и «вынужденных переселенцев» требует соблюдения их социально-экономических, правовых гарантий, организации взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти, муниципалитетов и структур гражданского общества. Положения действующего законодательства определяют больший иммунитет и привилегии в отношении вынужденных переселенцев, нежели в отношении беженцев. Лица, вынужденные бежать из своей страны, попадая в РФ, в большинстве случаев предпочитают за собственные средства добиваться статусов «разрешение на временное проживание», «вид на жительство» с перспективой получения российского гражданства. Сложившиеся правовые механизмы, в том числе в субъектах РФ требуют пересмотра и дальнейшего усовершенствования, так как территориальные органы исполнительной власти на местах не всегда имеют полное представление о том, как реализовывать эффективно отдельные процедуры в отношении беженцев и вынужденных переселенцев.
Федеральный закон «О беженцах» следует дополнить положениями о принципах и методах процедуры определения статуса беженца, рассмотреть возможность участия представителей в процедуре обращения за убежищем вместе с беженцем, а также внести коррективы относительно условия, установленного подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах», так как оно не соответствует российской Конституции.
Подобные работы
- Административная ответственность юридических лиц
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Актуальные правовые проблемы регулирования кредитного договора и пути их решения
- Анализ федерального закона о статусе судей в РФ
- Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
- Виды гражданских правоотношений
- Вина как условие гражданско-правовой ответственности
- Вопросы уголовной ответственности за экологические преступления
- Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Групповые и косвенные иски