Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Субъекты права на самоопределение
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП 6
1.1 Становление нормативного регулирования права народов на самоопределение 6
1.2 Формы реализации права народов на самоопределение 11
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВА НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 17
2.1 Народ как субъект права на самоопределение 17
2.2 Коренные малочисленные народы как субъекты права на самоопределение 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Актуальность темы исследования. Права человека, являясь одним из ключевых ориентиров социального развития, играют огромную роль в установлении демократических взаимоотношений государства и личности, формировании правового государства, выступают важнейшей гарантией конституционности государства. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обеспечивающее приоритет прав человека, - фундаментальная норма конституционного строя Российской Федерации.
Одним из ключевых принципов федерализма и важнейшим правом народов является право на самоопределение. В наше время концепция самоопределения народов получила весьма большое признание. Следует отметить, что изначально данная идея была закреплена в ряде международных документов, в частности в международных пактах о правах человека 1966 года, в Уставе Генеральной Ассамблеи ООН и иных нормативных правовых актах международных организаций. Последние годы, связанные с разрешением военных конфликтов на приграничной с Россией территории, отечественные ученые-конституционалисты все чаще обращаются к идее национального самоопределения. Между тем, концепция национального самоопределения до сих пор не имеет единого толкования, а при ее детальном анализе возникает ряд структурных и содержательных вопросов. Так, например, категория «народ» в Конституции Российской Федерации используется в сочетаниях «многонациональный народ Российской Федерации» и «народы в Российской Федерации», имеющие совершенно различные толкования.
Конституционное воплощение право наций на самоопределение получило в главе 1 действующей Конституции Российской Федерации, закрепившей в части 3 статьи 5, что федеративное устройство основано в числе прочего на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Всё это обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Степень разработанности темы исследования. Теоретической основой для написания работы послужили труды таких известных отечественных ученых, как: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Т.А. Васильевой, Н.В. Витрука, В.А. Карташкина, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, В.Е. Чиркина, Т.Я. Хабриевой, Б.С. Эбзеева и др.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере реализации субъектами права на самоопределение.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, закрепляющие порядок реализации права наций на самоопределение.
Цель курсовой работы – комплексный анализ правового статуса субъектов права на самоопределение.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности становления нормативного регулирования права народов на самоопределение;
- раскрыть формы реализации права народов на самоопределение;
- охарактеризовать народ как субъект права на самоопределение;
- дать характеристику коренным малочисленным народам как субъектам права на самоопределение.
Методологическую базу исследования составили такие методы, как: системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический, историко-правовой, формально-логический, метод толкования нормы права и иные. Их использование позволило исследовать объект во взаимосвязях и взаимозависимостях, его целостности и всесторонности, выявить некоторые тенденции, сделать обобщения.
Нормативную базу работы составили Конституция Российской Федерации, Международный пакт о гражданских и политических правах, федеральные конституционные и федеральные законы, устанавливающие порядок реализации права наций на самоопределение.
Структура курсовой работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно отметить следующее.
Современная Россия признает право наций на самоопределение, закрепив его в главе 1 действующей Конституции Российской Федерации, устанавливая в части 3 статьи 5, что федеративное устройство основано в числе прочего на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Право народов на самоопределение выступает одним из основополагающих принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН. Имея формальное закрепление, он носит обязательный характер и порождает обязательства erga omnes. Основой самоопределения выступает воля народа.
Право на самоопределение имеет две формы выражения: внутреннюю и внешнюю. К способам реализации данного права можно отнести: создание суверенного государства, присоединение к другому государству, объединение с другим государством либо иной способ, не противоречащий нормам международного права.
К основным субъектам права на самоопределение относятся: народ, нация, коренные малочисленные народы и национальные меньшинства.
Народ как основной субъект права на самоопределение обладает следует характеристиками: общее историческое прошлое, культурные традиции, языковая общность, национальное единство, общая территория, выраженное этническое самосознание.
Народ и нация не являются тождественными понятиями. Под народом в основном понимается население конкретной страны, представленное ее гражданами, а национальный признак включает в себя такие характеристики как следование определенным традициям, обычаям, приверженность общим религиозным убеждениям и др.
Правом на самоопределение также обладают коренные малочисленные народы и национальные меньшинства. Формой осуществления права на самоопределение может являться создание широкой автономии, поскольку таким образом обеспечивается сохранение их традиционного образа жизни и социально-политического устройства. При этом право коренных народов на самоопределение может быть реализовано только в рамках государства.
В Российской Федерации также уделяется внимание защите прав коренных народов. Основой регулирования прав коренных народов является ст. 69 Конституции РФ: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Для реализации прав коренных народов в РФ также был принят специальный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации» от 30.04.1999 года № 82-ФЗ, закрепляющий для них дополнительные гарантии реализации их прав.
Однако, важно отметить, что действующее законодательство в части регулирования правового положения субъектов права на самоопределение еще находится в стадии формирования и требует дальнейшего совершенствования.
Подобные работы
- Административная ответственность юридических лиц
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Актуальные правовые проблемы регулирования кредитного договора и пути их решения
- Анализ федерального закона о статусе судей в РФ
- Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
- Виды гражданских правоотношений
- Вина как условие гражданско-правовой ответственности
- Вопросы уголовной ответственности за экологические преступления
- Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Групповые и косвенные иски