Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Технология использования игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы развития речи старших дошкольников в процессе использования игровых коммуникативных ситуаций 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования 6
1.2 Анализ программы «От рождения до школы» по вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игровых коммуникативных ситуаций 10
2 Методика использования игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии старших дошкольников 21
2.1 Виды игровых коммуникативных ситуаций 21
2.2 Методика обучения диалогической речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций 24
3 Опытно-практическая работа по использованию игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы 28
3.1 Изучение уровня диалогической речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы 28
3.2 Формирование уровня диалогической речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы 33
3.3 Обобщение опытно-практической работы по использованию игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Картотека дидактических игр по развитию диалоговой речи для дошкольников старшей группы» 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Беседы по развитию речи старших дошкольников» 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Конспект урок по развитию речи старших дошкольников с использованием игровых коммуникативных ситуаций» 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект занятия по развитию диалогической речи старших дошкольников с использованием игровых коммуникативных ситуаций 61
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
При этом, на современном этапе в педагогической науке и практике активно идут поиски путей совершенствования обучения речи детей дошкольного возраста.
Общепризнанно, что ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи.
Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении речи детей дошкольного возраста игровых коммуникативных ситуаций.
Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игровых коммуникативных ситуаций педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни. Обладая разнообразием техник и целей, которые могут быть легко достигнуты в рамках игрового подхода, коммуникативные ситуации вряд ли когда-либо потеряют свою актуальность, даже в случае если будут созданы новые, не уступающие им в эффективности методы. Этим обуславливается актуальность темы исследования.
Проблема исследования: каким образом можно использовать игровые коммуникативные ситуации в развитии речи старших дошкольников?
Цель работы: изучить и проанализировать влияние игровых коммуникативных ситуаций на речевое развитие старших дошкольников.
Объект исследования: речевые игровые коммуникативные ситуации.
Предмет исследования: процесс речевого развития старших дошкольников с помощью применения игровых коммуникативных ситуаций.
Гипотеза исследования: речевое развитие детей старшей группы будет эффективнее при использовании игровых коммуникативных ситуаций.
Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- проанализировать программу «От рождения до школы» по вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игровых коммуникативных ситуаций;
- охарактеризовать виды игровых коммуникативных ситуаций;
- исследовать методику обучения диалогической речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций;
- изучить уровень речевого развития с использованием игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы;
- провести формирование уровня речевого развития с использованием игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы;
- обобщить опытно-практическую работу по использованию игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы;
- разработать картотеку коммуникативных игр и упражнений для дошкольников старшей группы; а также составить конспект урока по развитию речи старших дошкольников с использованием игровых коммуникативных ситуаций.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Психологические основы общения были разработаны кроме того в исследованиях А.Б. Добровича, Е.Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. так же Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.Т. Курбановой, Ф.М. Рахматулиной и др.
Методы исследования: анализ, кроме того синтез, обобщение, диагностика, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-практической работы могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация исследования проводилась на базе ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 28». В опытно-практической работе участвовали 12 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников из 20 наименований и 4 приложений.
В работе была выявлена роль игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи старших дошкольников.
Для этого были решены поставленные задачи исследования.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи кроме того у старших дошкольников, мы пришли к выводам, что:
В качестве общих закономерностей развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте можно выделить следующие:
• появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим её так же свойствам. Здесь нельзя ещё говорить о формировании семиотической функции;
• отделение слова от ситуации, начало его функционирования кроме того по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической кроме того функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция);
• возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие кроме того семиотическую функцию.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем; создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Наиболее эффективными в обучении дошкольников являются игровые коммуникативные ситуации, характеризующиеся следующими особенностями:
- наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка;
- личностно-значимым кроме того эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей;
- хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для так же детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография);
- направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).
Наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в обучении дошкольников речи такова: от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращенной к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу слушателей. Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый так же интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.
Опытно-практическая работа по использованию игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы проводилась в три этапа:
1. На первом этапе была проведена констатирующая оценка уровня речевого развития с использованием игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы.
2. На втором этапе была проведена работа по формированию уровня речевого развития с использованием игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы.
3. На третьем этапе была проведена контрольная оценка уровня речевого развития с использованием игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы, на основе которой проведено обобщение опытно-практической работы по использованию игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы.
Исследование проводилось на базе ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 28». В опытно-практической работе участвовали 12 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет. Дети были поделены на две группы: экспериментальная группа – 6 человек и контрольная группа 6 человек.
На констатирующем этапе исследования у детей экспериментальной и контрольной групп одинаковый уровень развития диалогической речи.
Формирование уровня диалогической речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы проводилось с детьми экспериментальной группы. Дети контрольной группы занимались по стандартной методике принятой в базе ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 28».
Для осуществления поставленной цели были проведены следующие мероприятия: непосредственная образовательная деятельность (НОД) по речевому развитию с использованием игровых коммуникативных ситуаций; дидактические игры; беседы по развитию диалогической речи детей старшей группы.
На контрольном этапе исследования у детей экспериментальной группы уровень развития диалогической речи выше чем у детей контрольной группы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы по формированию уровня диалогической речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии детей старшей группы.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста