Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Технология речевого развития старших дошкольников в процессе рисования
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы технологии речевого развития старших дошкольников в процессе рисования 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования технологии речевого развития детей старшей группы в процессе рисования 6
1.2 Анализ программы «От рождения до школы» по развитию речи и продуктивной деятельности в детском саду 12
2. Методика применения технологии речевого развития детей старшей группы в процессе рисования 17
2.1 Особенности применения технологии речевого развития детей старшей группы в процессе рисования 17
2.2 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования сюжетного рисования 19
3. Опытно-практическая работа по применению технологии речевого развития старших дошкольников в процессе рисования 30
3.1 Диагностика уровня развития связной речи у старших дошкольников 30
3.2 Содержание работы по применению технологии речевого развития старших дошкольников в процессе сюжетного рисования 33
3.3 Анализ и обобщение результатов опытно-практической работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Анализ программы «От рождения до школы» образовательная область «Речевое развитие» воспитанников старшей группы (5-6 лет)» 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Конспект интегрированного занятия по речевому развитию старших дошкольников в процессе рисования» 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Конспект интегрированного занятия по речевому развитию старших дошкольников в процессе рисования» 60
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Одним из способов развития речи у дошкольников является продуктивная деятельность. Во всех видах продуктивной деятельности (лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручном труде) наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять работу по развитию речи детей. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития связной речи тем, что при её осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи у детей дошкольного возраста. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между развивающим потенциалом технологии речевого развития старших дошкольников в процессе рисования и его недостаточным использованием в дошкольных учреждениях.
Цель работы: исследование технологии речевого развития старших дошкольников в процессе рисования.
Объект исследования: технология речевого развития старших дошкольников в процессе рисования.
Предмет исследования: процесс речевого развития старших дошкольников в процессе рисования.
Гипотеза исследования: сюжетное рисование способствует развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития речи у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности (рисования).
2. Проанализировать программу «От рождения до школы» по развитию речи и продуктивной деятельности в детском саду.
3. Исследовать методику применения технологии речевого развития детей старшей группы в процессе рисования.
4. Провести опытно-практическую работу по применению технологии речевого развития старших дошкольников в процессе рисования.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой. Исследователи уточняют и дополняют методику обучения монологической речи Н. Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.
Использование изобразительных видов деятельности в развитии речи рассматривались такими педагогами как, О.С. Ушаковой, А.Г. Арушановой, А.И. Максаковым, С.А. Мироновой.
Не смотря на многочисленные исследования и отработанные методики развития речи на сегодняшний день, как указывают работы В.В. Гербовой, Л.В. Ворошниной, В.И. Логиновой, Е.М. О.С. Ушаковой, проблема речевого развития современных дошкольников остаётся наиболее острой.
Методы исследования: теоретические: анализ, кроме того синтез, обобщение; эмпирические: диагностика, адаптированные методики О.С. Ушаковой опытно-практическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-практической работы могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация исследования проводилась на базе ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 28». В опытно-практической работе участвовали 40 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников из 27 наименований и 3 приложений.
Решение первой задачи исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования технологии речевого развития детей старшей группы в процессе рисования позволило прийти к следующим выводам: связная речь – это такая речь, кроме того которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения так же с окружающими людьми. Каждый возрастной этап имеет свои особенности развития связного высказывания, которое постепенно совершенствуется.
Решение второй задачи исследования: анализ программы «От рождения до школы» по развитию так кроме того же речи и продуктивной деятельности в детском саду позволило прийти к следующим выводам: основными задачами в образовательной области «Речевое развитие» является развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Основная цель образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: формирование интереса так жек эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности так же детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
При решении третьей задачи исследования проанализирована методика применения технологии речевого развития детей старшей группы в процессе рисования. Методика развития связной речи имеет обширную структуру и включает в себя: поэтапную работу по обучению детей рассказыванию на занятиях и в свободной деятельности в соответствии с возрастными особенностями; учет задач и содержания работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию; использование воспитателем разнообразных методов и приемов обучения, которые позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей старшего возраста. Средствами развития связной речи дошкольников могут выступать: предметы, сюжетно-дидактические картины, рисунки и аппликации детей, художественная литература, дидактические и театрализованные игры, наглядное моделирование, ознакомление с окружающим миром (наблюдения, экскурсии), сюжетно-ролевые игры, сюжетное рисование.
Процесс создания сюжетного рисунка является способом активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника и формирование связной речи. Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие: научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними; развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта); развивать чувство цвета. В старшей группе, при обучении сюжетному рисованию используются: игровые приемы, наглядный материал, показ воспитателя, художественное слово, дидактические игры, систематические наблюдения в природе, составление рассказа по картине и др. Занятия по созданию сюжетного рисунка предоставляют возможности по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
При решении четвертой задачи исследования проведена опытно- практическая работа по применению технологии речевого развития старших дошкольников в процессе рисования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 28. В опытно-практической работе приняли участие 40 детей, 2 группы старших дошкольников: контрольная и экспериментальная. Опытно-практическая работа по применению технологии речевого развития старших дошкольников в процессе рисования проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе исследования по результатам диагностики было выявлено то, что многие дети экспериментальной группы с трудом поддерживают разговор, пересказывают только с помощью воспитателя, имеют лексический запас ниже нормы, допускают грамматические ошибки, не владеют правильным произношением. Следовательно, требуется целенаправленная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе формирующего этапа была подобрана и внедрена в образовательный процесс детского сада серия занятий по сюжетному рисованию, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. В ходе проведения мероприятий использовались приемы, обеспечивающие работу детской мысли, помогающие строить развернутые суждения: вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами; стимулирующие обобщение; репродуктивные вопросы; облегчающие поиск точного слова, запоминание его: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы; активизирующие детей для беседы: предварительная подготовка, дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.
На контрольном этапе исследования результаты диагностики показали, что многие дети экспериментальной группы стали лучше поддерживать разговор, научились пересказывать текст, повысился уровень лексического запаса дошкольников, уменьшилось количество грамматических ошибок, улучшилось качество произношения.
Следовательно, занятия сюжетным рисованием способствуют формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста