Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Теория обучения и нравственного воспитания И.Г. Песталоцци
Введение 3
Глава 1. Педагогическая деятельность и социально-педагогические и философские взгляды И.Г. Песталоцци 5
1.1. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци 5
1.2. Социально-педагогические и философские взгляды И.Г. Песталоцци 9
Глава 2. Теория элементарного образования и нравственного воспитания И.Г. Песталоцци 12
2.1. Теория элементарного образования 12
2.2. Физическое, трудовое, нравственное и умственное образование в теории И.Г. Песталоцци 14
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Актуальность. Нравственное воспитание это способность, сформированная у обучающихся рассматривать человека как наивысшую ценность, содействовать благу человека через производство материальных и духовных ценностей, сопереживать человеку, видеть человека в единении с окружающим миром.
Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Он полагал, что главная задача воспитания – сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребенка, и задача учителя – организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения. Его социальные связи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество.
И.Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.
Успешность нравственного воспитания школьников во многом определяется работой, которую организует и проводит учитель. Слово учителя– это самый главный инструмент нравственного воспитания школьников. Он дает нравственную оценку поступкам, разбирая поведение реальных людей и персонажей произведений, изучаемых по школьной программе.
Объект исследования: теория обучения и нравственного воспитания И.Г. Песталоцци.
Предмет исследования: педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.
Цель исследования: проанализировать теорию обучения и нравственного воспитания И.Г. Песталоцци.
Задачи исследования:
- охарактеризовать педагогическую деятельность и социально-педагогические и философские взгляды И.Г. Песталоцци;
- проанализировать теорию элементарного образования и нравственного воспитания И.Г. Песталоцци.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Важнейшая цель воспитания, по мнению Иоганна Генриха Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. И.Г. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка «. Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям « –вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед.
Нравственное воспитание младших школьников, осуществляемое в школе, обеспечивает формирование любви к Родине, бережное отношение к природе, творческое отношение к труду, Внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.
Воспитание всегда должно сочетаться с игрой и улыбкой. Ни для кого не секрет, что улыбчивый педагог, знающий много забав и игр, умеющий и любящий веселиться вместе с детьми, быстрее завоевывает их расположение.
Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.
И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:
1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;
2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;
3) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.
Соответственно этому и первоначальное, элементарное обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.
Рассматривая гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания И.Г. Песталоцци признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанника некую «совокупную силу «, благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельной личности. Выработку такого равновесия сил И.Г. Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При этом существенно значимым был тот момент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять. Именно во взаимодействии механизмов познания и умений И.Г. Песталоцци усматривал основу саморазвития.
В сфере нравственного воспитания, где авторитет взрослого и его пример играют большую роль, чем в других сферах педагогической деятельности, это необходимо, ведь только авторитетного педагога дети захотят услышать и только тому, на кого они настроены позитивно, захотят подражать.
В дошкольных образовательных учреждениях нравственное воспитание детей как один из аспектов социализации личности предусмотрен программой воспитания, то есть для каждого возраста разработаны цели, задачи и приемы осуществления нравственного воспитания. В школе, где основное значение придается все же обучению, каждый учитель является, по сути, автором своей собственной, проверенной практикой и опытом методики.
В нравственном формировании личности ребенка И.Г. Песталоцци отводит особую роль «внутреннему созерцанию « (аналог наблюдения при интеллектуальном воспитании), то есть восприятию детским сознанием своих собственных впечатлений, связанных с состоянием души. Однако для того, чтобы эти переживания могли быть интегрированы ребенком, необходимо первоначально выработать у него правильные представления и понятия, и лишь затем предоставить ему возможность высказывать самостоятельные суждения. При развитии нравственных сил ребенка обязательно должно иметь место возбуждение его природных духовных сил, проявление его самодеятельности. Вся система нравственного воспитания, считает И.Г. Песталоцци, должна быть построена на основах развития активности самого ребенка.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста