Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Виды государственной социальной помощи
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 6
1.1. Понятие и сущность государственной социальной помощи 6
1.2. Нормативное правовое регулирование государственной социальной помощи 13
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 19
2.1. Денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) 19
2.2. Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
Актуальность исследования заключается в том, что социальная помощь – это важное направление в деятельности государства. Она реализуется за счет государственных организаций, фондов и служб. Государством оказывается помощь престарелым, детям, инвалидам, больным, безработным, беженцам и другим категориям – тем, кто находится в сложной ситуации и не может сам себя обеспечить.
На сегодняшний день в России существуют следующие виды помощи гражданам. К ним относятся: денежные выплаты, включающие в себя субсидии, социальные пособия и другие; натуральная помощь, а именно – одежда, обувь, топливо, медикаменты, продукты питания и другие. Существуют семьи, у которых средний доход на одного человека меньше прожиточного минимума, установленного в регионе. Такие семьи обязаны получать государственную социальную поддержку.
Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3–х месяцев).
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.
Степень научной разработанности. Государственная социальная помощь, одно из наиболее значимых инструментов социальной политики государства, в связи с чем вопросы по порядку ее определения, назначения и выплаты всегда широко обсуждались.
В настоящее время указанным выше проблемам посвящено большое количество монографий, диссертационных исследований, научных статей таких авторов как: С.М. Сагаева, М.В. Баглая, О.А. Тепляковой, Л.Д. Воеводиной, А.Б. Литовки, Э.Г. Тучковой.
Комплексный анализ проблем права социального обеспечения проведен в работах Е. Г. Азаровой, В. С. Андреева, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, В.Ш. Шайхатдинова. Я.М. Фогеля и ряда других ученых.
Природа социальных пособий подробно исследована в отечественной науке советского права социального обеспечения в работах В. С. Андреева, Е. Г. Азаровой, К. С. Батыгина, Р. И. Ивановой, М. И. Полупанова и др.
К числу близких по объекту исследования можно отнести диссертационные работы Н.Д. Терещенко, Е.В. Аристова, К.Б. Бароцкой, М.В. Шитова. В работах указанных авторов рассматривались правовая природа Российского социального государства, социальные функции демократического государства, виды, классификация и юридическое содержание конституционных социальных прав личности, проблемы национальной и международной судебной защиты социально–экономических прав.
Цель работы – исследовать виды государственной социальной помощи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и сущность государственной социальной помощи;
– охарактеризовать нормативное правовое регулирование государственной социальной помощи;
– проанализировать денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) как вид государственной социальной помощи;
– исследовать натуральную помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) как вид государственной социальной помощи.
Объектом исследования являются виды государственной социальной помощи.
Предметом исследования выступает законодательная база, регулирующая правоотношения, касающиеся назначению и выплате государственной социальной помощи.
Методологическую основу работы составили следующие общенаучные методы исследования: системный подход, анализа и синтеза, исторический, диалектический, а также некоторые частно–научные методы – сравнительно–правовой, статистический, обобщения правоприменительной практики и другие методы.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов в дальнейшей научной деятельности и при преподавании курса гражданского и социального права на юридических факультетах вузов Российской Федерации.
Структуру работы составляют введение, основная часть, объединяющая две главы и четыре параграфа, заключение и библиографический список.
Государственная поддержка заключается в предоставлении определенных выплат, а также в выделении необходимых товаров гражданам, которые относятся к категории малообеспеченных. Государство проводит все необходимые действия по обеспечению необеспеченных граждан. Важным аспектом является создание нужных условий для доступности и качественности услуг. Одними из направлений, на которые распространяется социальная помощь, являются снижение уровня неравенства населения и повышение его доходов. От малоимущих граждан лишь требуется предоставлять достоверную и полную информацию о данных, что изучают органы социальной защиты. Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во–первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во–вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. – в среде обитания ребенка; – в сфере образования; – в сфере семейных отношений. Во–первых, должен быть защищен определенный уровень жизни детей (витальные потребности, психическое и физическое здоровье). Во–вторых, социальная помощь детям включает в себя обеспечение безопасности (социальной, экономической, физической). В–третьих, ребенок должен иметь право развития и самореализации своих возможностей и способностей. В Семейном кодексе РФ очерчены права ребенка. Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство. Осуществляется социальная реабилитация и социальная адаптация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Организуется отдых и оздоровление детей, включая проживающих в экстремальных условиях и на неблагоприятных с точки зрения экологии территориях. Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились 4 основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Кроме того, социальная помощь семье включает налоговые, трудовые, кредитные, жилищные, медицинские и иные льготы семьям, имеющим детей, а также родителям с детьми. Существует также социальное обслуживание семей (юридическая, психологическая, педагогическая и иная помощь). Оказание социальной помощи происходит и в виде бесплатных выдач детям и семье (детского питания, одежды и обуви, лекарств, питания беременным женщинам и др.). Адресность всех проводящихся программ социального характера считается главным принципом соцзащиты. Суть адресности в выявлении и правильном определении граждан, которые действительно нуждаются в помощи.
Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Социально незащищенным категориям населения в Российской Федерации положены социальные выплаты, представляющие собой материальную помощь от государства. Они бывают различных видов, но все пособия по социальному обеспечению обладают следующим признаком – они адресованы лицам, находящимся в сложном финансовом положении. Часть выплат установлена федеральным законодательством и осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, а часть – региональным и муниципальным и финансируется из бюджетов соответствующих уровней. Большинство видов помощи можно оформить в органах соцзащиты. Там же можно узнать, какие социальные выплаты положены в регионе проживания гражданина.
Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. Законодательство РФ передало региональным властям обязанность по заботе о малоимущих и некоторых иных категориях граждан. Таковым полагаются выплаты и субсидии разного размера. В законодательстве установлен также иной вид помощи за казенные деньги – натуральный. Таковой представляет собой выделение нужных в хозяйстве вещей и продуктов определенному гражданину. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.
Подобные работы
- Виды стажа
- Государственные пособия семьям имеющих детей
- Деятельность органов опеки и попечительства по защите неимущественных прав несовершеннолетних
- Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации
- Обеспечение реализации прав граждан в сфере социальной защиты при назначении пособия на погребение и осуществления ритуальных услуг
- Общая характеристика пенсий за выслугу лет
- Пенсия как вид социального обеспечения
- Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению в РФ
- Понятие права социального обеспечения как отрасли и как науки
- Понятие социального страхования: понятие, сущность и виды