Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
Введение 3
1. Теоретические аспекты влияния молодёжной субкультуры на социализацию подростков 6
1.1. Понятие, сущность и психологические аспекты молодёжной субкультуры 6
1.2. Особенности социализации современных подростков 12
2. Эмпирическое исследование влияния молодёжной субкультуры на социализацию подростков 18
2.1. Организация и анализ результатов исследования влияния молодёжной субкультуры на социализацию подростков 18
2.2. Рекомендации по минимизации негативного влияния молодежных субкультур на социализацию подростков 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала внимание исследователей и политиков на протяжении всего ХХ в. Стремительное ускорение и постоянное обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных постиндустриальных обществ. Научно- технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами, радикально изменяя социальные связи и формы коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, постоянно перестраивающих культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к перманентно меняющимся условиям и требованиям жизни. Все это причины того, что поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и собственного социального статуса предельно осложнены изобилием выбора, сочетающегося с новизной.
Молодежь в ряду других социальных субъектов выполняет исключительную функцию — она является «проводником новых идей, инициатив выступает носителем новейших знаний».
В современном мире все большее влияние на развитие молодежи начинают оказывать специфические общности наряду с традиционным влиянием семьи, школы, средств массовой информации и т.д. Ведущее положение среди данных общностей занимают субкультурные.
Проблема молодежных субкультур сегодня одна из самых актуальных не только для подростков и их родителей, но и для педагогов. Именно в подростковом возрасте происходит поиск и выбор образцов для подражания, формируются цели, человек пытается понять, кто он такой и кем хочет быть. Родители и школа часто не в авторитете и подросток бросается из крайности в крайность. Очевидно, что построение диалога с новым поколением требует понимающего подхода. Осуществляя социальное воспитание необходимо иметь представление об особенностях и характерных чертах молодежных субкультур, что позволит минимизировать их негативное влияние.
Таким образом, анализ процесса социализации подростков в современной России, и влияния на него молодёжной субкультуры представляется актуальным в связи с особенностями подростков как социально-демографической группы, а также с теми социальными изменениями, которые происходят в российском обществе.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности влияния молодёжной субкультуры на социализацию подростков.
Цель работы - выявить влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решит следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и психологические аспекты молодёжной субкультуры;
- выявить особенности социализации современных подростков;
- провести эмпирическое исследование влияния молодёжной субкультуры на социализацию подростков;
- разработать рекомендации по минимизации негативного влияния молодежных субкультур на социализацию подростков.
Объект исследования - социализация подростков.
Предмет исследования - влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза, обобщения и анкетирования.
Впервые понятие субкультуры было введено американским социологом Т. Роззаком. Позже оно обрело статус одного из базовых в различных науках и связано с такими именами как М. Гордон, У. Эко, М. Брейк, Л. Фойер, К. Мангейм, Э. Тирьякьян, Л. МарсильЛакост, С. Типтон, П. Уилли. Д. Манхейм впервые упомянул о существовании молодежной субкультуры в своей широко известной работе «Диагноз нашего времени». Cвой вклад в изучение данного явления внесли Ч. Рейч, Д. Йингер, Г. Дэвис, Б. Бергер, Л. Хаузер.
Среди российских ученых, занимающихся исследованиями субкультур, следует назвать П.С. Гуревича, Э.А. Орлову, И.К. Кучмаеву, С.Я. Матвееву, М.М. Шибаеву и др. В дальнейшем исследование феномена субкультур осуществлялось И.В. Бестужевым, С.К. Бондыревой, С.И. Иконниковой, И.С. Коном, С.И. Левиковой, В.Т. Лисовским, А.В. Мудриком, К.Б. Мяло, В.И. Чупровым, А.И. Шендриком, Т.Б. Щипанской, и др.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Проведенный анализ психологических характеристик современных молодежных субкультур, позволяет сформулировать следующие ниже выводы:
- молодежная субкультура – это совокупность молодежи, объединенной ценностями, позициями, отличительными знаками, вкусами, проявляющимися в досуговой (внеучебной, нетрудовой) сфере, не затрагивающими семейных и трудовых отношений;
- молодежная субкультура имеет внешние (имидж, сленг, формы поведения) и внутренние (нормы, ценности, установки, идеалы) признаки;
- молодежная субкультура разделяет большую часть идеалов, ценностей, норм, принятых в доминирующей культуре, но в некоторых позициях расходится с ней;
- молодежная субкультура – этап социализации (или псевдосоциализации) личности, это поле для проявления взрослости, индивидуальности, творчества, самобытности;
- существует большое количество классификаций молодежных субкультур, в частности, выделение просоциальных, асоциальных и антисоциальных субкультур.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.
По результатам проведенного исследования выявлено влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков. Молодёжные субкультуры непосредственно влияют на сознание, поведение подростков, формируют определенные ценности, жизненные стратегии. Они не просто влияют и воздействуют, они стали частью жизни школьников. Также в результате исследования мы пришли к мнению, что молодёжные субкультуры не всегда несут положительное в жизнь ребёнка.
Информированность педагогов о позитивных и негативных особенностях молодежных субкультур позволяет грамотно осуществлять воспитательную работу, минимизируя негативные и поощряя позитивные влияния. Напротив, отсутствие представления о реальных практиках молодежных субкультурных сообществ и нежелание его получить приводит к мифологизации молодежных субкультур, а также к их стигматизации — необоснованному приписыванию молодежным субкультурным сообществам отрицательных характеристик.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
- Влияние предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни