Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Характеристика психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Роль подвижных игр и их влияние на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования 24
2.1. Опыт работы педагогов-практиков по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр 24
2.2. Составление комплекса подвижных игр и его использование в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 38
Педагогами-исследователями и педагогами-практиками отмечается, что система физического воспитания детей дошкольного возраста должна обеспечивать целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивая право каждого дошкольника на постоянное и наиболее полное физическое развитие. Современная действительность такова, что увлекательные подвижные игры сменились играми компьютерными. Приоритетными стали интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников. Современные дети все меньше времени играют в подвижные игры, гуляют и общаются со своими сверстниками. Недостаточная физическая активность детей выступает в качестве ведущей причины ухудшения здоровья детей, понижения их жизненного тонуса.
Все это делает актуальным поиск возможных путей физического оздоровления дошкольников, определение наиболее эффективных средств развития двигательной сферы детей, развитие у дошкольников интереса к движениям на основе потребности стать ловким, сильным и смелым. Разрешение данной проблемы возможно путем создания определенных педагогических условий, которые позволяют обеспечить целостность воспитательного процесса, гармоничность физического и личностного развития детей дошкольного возраста. В качестве наиболее эффективного средства физического развития дошкольников выступают игровые формы организации двигательной деятельности детей.
Подвижная игра является первой доступной для дошкольников формой деятельности, предполагающей сознательное воспроизведение двигательных навыков. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Объект исследования: физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижная игра как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: исследовать влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- исследовать особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
- дать характеристику психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- выявить роль подвижных игр и их влияние на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
- обобщить опыт работы педагогов-практиков по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр;
- составить комплекс подвижных игр и его использование в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме изучения, систематизация, синтез, обобщение, наблюдение.
Теоретическая и методологическая основа: исследования отечественных специалистов по психологии и педагогов по проблемам детской игры. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Прогрессивные русские ученые - педагоги, гигиенисты, такие как П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова, Н.В. Архипова, Т.М. Бондаренко, Т.М. Вавилова, С.А. Васильченко, Т.И. Осокина, Л.И. Пензулаева, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова и многие другие, представили игру как деятельность, способствующую качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающую разностороннее влияние на формирование личности дошкольника.
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки, следовательно, физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Вслед за Л.К. Карауловой, под физическим развитием будем понимать совокупность морфологических и функциональных признаков, приобретенных в процессе жизнедеятельности человека на основе наследственной программы. Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.
Старший дошкольный возраст - это сложный многогранный процесс психофизиологического развития ребенка, за период которого ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. Физическое развитие происходит во всем периоде дошкольного детства. К старшему дошкольному возрасту у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Познание особенностей психофизиологического развития позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь играют подвижные игры.
Систематическое использование различных вариантов подвижных игр способствует воспитанию у детей старшего дошкольного возраста возможностей разностороннего использования приобретаемых ими навыков движений, способствует совершенствованию их физических качеств, а также развивает внимание, наблюдательность и пространственные ориентировки.
Опыт работы педагогов-практиков по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр был изучен в период прохождения практики на базе МДОАУ «Детский сад № 56» г. Оренбурга. В МДОАУ ведется регулярная работа по укреплению здоровья детей доступными средствами и методами, проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурные развлечения. Для осуществления данной работы имеются все условия: наличие физкультурного зала, оборудования и спортивного инвентаря. В результате проведенной педагогом по физической культуре Ивановой Л.С. работы физическое развитие детей старшего дошкольного возраста заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, что положительно сказалось на их физическом развитии.
Для реализации задач разработки подбора подвижных игр и определения последовательности их включения в педагогический процесс был разработан план, где был отражен состав совершенствуемых скоростно-силовых качеств и их последовательность в проведении.
Конкретные виды подвижных игр были отобраны и сгруппированы согласно преимущественному воздействию на определенные двигательные качества.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни