Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Влияние предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1 Понятие и сущность предметно-пространственной среды в ДОО 10
1.2 Предметно-пространственная среда как средство развития изобразительной деятельности детей 4 года жизни 15
1.3 Характеристика особенностей организации предметно-пространственной среды в изобразительной деятельности детей 4 года жизни 21
1.4 Анализ раздела «Изобразительная деятельность» в некоторых образовательных программах 27
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ 34
2.1 Оценка уровня освоения детьми изобразительной деятельности 34
2.2 Содержание и методика формирования эксперимента 47
2.3 Выявление эффективности влияния предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности детей во второй младшей группе 51
Выводы по 2 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В условиях модернизации системы российского образования, вариативности образовательных программ, реформирования системы дошкольного воспитания всё более актуальной становится проблема организации такой окружающей среды, которая была бы «направлена на гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости, степени влияния на ребёнка» (Р. Б. Стеркина) всех ее компонентов, способствующих всестороннему развитию личности ребёнка.
В контексте сказанного главным является влияние предметно-пространственной среды на развитие воспитанников дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья и повышения эмоционального благополучия. Среда, в которой живет и воспитывается ребёнок, как известно, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях даже враждебной (Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова, В.И. Логинова, Т.Н. Доронова и др.). Отсюда возникает необходимость грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит активное включение ребёнка во взаимодействие с окружающим предметным миром, тем самым станет одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. При этом развивающий эффект предметно-пространственной среды детского сада в значительной степени зависит от способности педагогов раскрыть социальный потенциал предметного мира, использовать его в качестве воспитательного средства по развитию изобразительной деятельности детей 4 года жизни.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А проектирование и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является ключевой задачей дошкольных образовательных организаций.
Учёт важности представленной проблемы на современном этапе развития российского образования и недостаточно глубокое ее изучение определяют актуальность данного исследования.
Объект исследования: процесс влияния предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности дошкольников.
Предмет исследования: предметно-пространственная среда в ДОУ, как средство развития изобразительной деятельности дошкольников.
Цель исследования: определение влияния предметно-пространственной среды в ДОУ на развитие изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность предметно-пространственной среды в ДОО;
- охарактеризовать предметно-пространственную среду как средство развития изобразительной деятельности детей 4 года жизни;
- дать характеристику особенностям организации предметно-пространственной среды в изобразительной деятельности детей 4 года жизни;
- провести анализ раздела «Изобразительная деятельность» в некоторых образовательных программах;
- провести экспериментальную работу по выявлению эффективности влияния предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни.
Гипотеза исследования: предметно-пространственная среда окажет эффективное влияние на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-практической работы могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях.
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
– теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
– эмпирические, в том числе метод диагностики, эксперимент, системный и качественный анализ полученных данных.
Информационная база исследования. Анализ источников показывает, что в различные исторические периоды проблема организации предметно-пространственной среды в той или иной степени рассматривалась многими исследователями (Платоном, И. Песталоцци, Ф. Дистервегом, Я. Коменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстым, В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером, П.И. Пидкасистым, Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным и др.), однако на современном этапе она нуждается в более подробном, системном управленческо-педагогическом изучении, особенно в плане развивающего эффекта среды.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
– идеи гуманизации, которые легли в основу современного образовательнго процесса (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Якиманская И.С. и др.);
– теоретические позиции проектирования развивающей образовательной среды (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.);
– практические исследования в части проектирования предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации (Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский и др.)
Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям; насыщенность, трансформируемость пространства, полифункциональность материалов, вариативность среды, доступность среды, безопасность. Уголок изобразительной деятельности - это зона, максимальной свободы и выражения детей дошкольного возраста.
Для детей 4 года жизни предметно-пространственная среда в изобразительной деятельности организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка). Рисунки, пластические работы детей четырех лет специалисты уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка. Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.
Развитие у детей изобразительной деятельности осуществляется по-разному в зависимости от программы обучения, развития и воспитания в ДОУ. В целом, теоретический анализ позволил установить, что изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного, нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, развивает мышление, внимание, фантазию, восприятие мира, учит ребенка аккуратности, усидчивости, развивает технические навыки. Занятия лепкой, аппликацией, рисованием пробуждает у ребенка желание познавать новое, учиться. Кроме того, подготовка к занятию и уборка после приучают к трудолюбию и порядку. Именно в дошкольном возрасте у ребенка наиболее повышен интерес к творчеству. Позже он угасает и пропадает вовсе. Значительное влияние изобразительная деятельность оказывает на эстетическое воспитание: прививает чувство прекрасного, воспитывает умение видеть настроение образа, развивает потребность строить жизнь и деятельность по законам красоты.
Проведенное диагностическое исследование, направленное на выявление у детей младшего дошкольного возраста уровней развития изобразительной деятельности показало, что большинство детей имеют средние и низкие уровни. Это позволяет говорить о том, что в исследуемых нами группах уровень развития изобразительной деятельности у детей сформирован недостаточно. Дети затрудняются в подборке цвета, соответствующего предмету, недостаточно аккуратно пользуются красками, не правильно держат кисть или карандаш, затрудняются изображать предметы, плохо владеют формообразующими движениями. Особенно велико количество детей с низким уровнем в группе № 4. Следовательно, с детьми данной группы существует необходимость организации планомерной и последовательной работы, направленной на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни. Поскольку в группе № 4 результаты ниже, чем в группе № 3, на формирующем этапе эксперимента группа № 4 выступит в качестве экспериментальной, а группа № 3 – контрольной. Исходя из результатов анкетирования выявлено, что развивающая предметно-пространственная среда на констатирующем этапе эксперимента и в контрольной и в экспериментальной группах находится на оптимальном уровне. Но можно дополнительно обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе разными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений.
Исходя из требований ФГОС на формирующем этапе эксперимента, мы выделили такой критерий как «Насыщенность среды». Поэтому в экспериментальной группе нашей задачей мы изменили и обогатили среду разными предметами и материалами по развитию изобразительной деятельности детей. Предметно-пространственная среда по развитию изобразительной деятельности детей 4 г.ж. была обогащена такими предметами и материалами: трафареты, силуэтные и рельефные штампы, многоразовые карточки с заданиями по штриховке, рисованию, пластилинографии, пособия учится рисовать, пособия о народном творчестве и народных промыслах, карточки с образцами техники рисования отпечатками пальцев, картотека дидактических игр «Рисование», картотека дидактических игр «Лепка», картотека дидактических игр «Аппликация».
По окончанию проведения формирующего этапа эксперимента нами была проведена контрольная диагностика. Выявлено, что и у экспериментальной и у контрольной групп возрос уровень способности детей выполнять формообразующие движения, но у экспериментальной группы прирост выше. Так высокий уровень на констатирующем этапе эксперимента наблюдался у 15% детей контрольной группы, а на контрольном этапе высокий уровень наблюдается у 18% детей контрольной группы. Тогда как высокий уровень на констатирующем этапе эксперимента наблюдался у 7% детей экспериментальной группы, а на контрольном этапе высокий уровень наблюдается у 33% детей экспериментальной группы.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об эффективности проведенной работы по обогащению предметно-пространственной среды, и подтверждает выдвинутую ранее гипотезу о том, что насыщенная предметно-пространственная среда положительно влияет на развитие изобразительной деятельности детей четвертого года жизни.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста