Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания и педагогической мысли в эпоху Возрождения 5
1.1. Общая характеристика эпохи Возрождения 5
1.2. Рыцарское воспитание и Реформация 8
1.2. Основные педагогические идеи эпохи Возрождения 12
Глава 2. Выдающиеся педагоги эпохи Возрождения и их вклад в развитие педагогической мысли 15
2.1. Томас Мор и Витторино да Фельтре 15
2.2. Франсуа Рабле и Эразм Роттердамский 16
Глава 3. Анализ идей представителей эпохи Возрождения и их влияние современную образовательную практику 19
3.1. Идеи гуманизма у представителей эпохи Возрождения 19
3.2. Влияние идей эпохи Возрождения на роль современной педагогики 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Возрождение - это эпоха в истории европейской культуры XIII - XVI веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение - одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. Идейными корнями Возрождение уходило в античность, но также и в светские традиции средневековой культуры. Здесь своеобразной точкой отсчета можно считать творчество Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия» стала провозвестницей новой эпохи.
В противовес традиционному комплексу познанию божественного -- гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. Провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения.
Реформация - мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства.
Естественно, что коренной культурный и социально-политический переворот потребовал преобразования системы образования на новых началах. Вышеизложенное обуславливает актуальность исследования.
Объект исследования: воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
Предмет исследования: эпоха Возрождения.
Цель исследования: раскрыть сущность, содержание и особенности воспитания и педагогической мысли в эпоху Возрождения.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты воспитания и педагогической мысли в эпоху Возрождения;
- выявить вклад в развитие педагогической мысли выдающихся педагогов эпохи Возрождения;
- провести анализ идей представителей эпохи Возрождения и их влияние современную образовательную практику.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение и аналогия, обобщение.
Между идеалами Возрождения и реальными условиями европейского воспитания и образования существовали громадные препятствия. Безусловно, идеи Возрождения оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики. Нередко эти идеи носили утопический характер.
В 16в. В Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско- католической церкви. Реформация провозгласила принцип индивидуальности. Критический и гуманистический настрой её имел важные последствия для школы и педагогики. По сути это новое движение смыкалось с Возрождением, в стремлении переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.
Общественные отношения, характерные для эпохи разложения феодального и зарождения капиталистического социально-экономического уклада, отразились и на педагогических воззрениях, так как именно в этот период общество начинает нуждаться в принципиально новых знаниях, необходимых для ускоренного развития производительных сил и производственных отношений.
В связи с этим в эпоху Возрождения открываются новые университеты, появляются новые направления научных исследований и соответствующие новые учебные дисциплины. На основе возрождения древней эстетики и её нового осмысления развиваются искусства, требующие хороших знаний.
Эта эпоха ознаменовалась появлением блестящей плеяды ярких мыслителей и педагогов-гуманистов. Среди них можно назвать такие имена, как Томас Мор, Томазо Кампанелла и Витторио де Фельтре, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле и Мишень Монтень. Их лозунгом стало известное с античных времен выражение «Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения выдвигались идеи всестороннего и гармонического развития духовных и физических сил человека. Они уделяли большое внимание стимулированию интереса учащихся к знаниям, которые приобретались бы не в условиях суровой палочной дисциплины, как это было в средневековой школе, а в атмосфере творческой и радостной. Постепенно происходил и отказ от преимущественно религиозного воспитания в пользу светского образования, критиковалась средневековая схоластика, провозглашалось гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. Однако труды, в которых содержались педагогические воззрения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей и не всегда опирались на практику. В этом заключается их отличие от современных исследований в области педагогической науки. Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта.
Оценивая в целом значение учений педагогов-гуманистов в истории педагогической мысли, можно утверждать, что хотя влияние идей педагогов эпохи Возрождения на последующую практику школьного дела в Европе было сравнительно невелико, однако они внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схоластической учености, идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения, уважения личности ребенка. Их сочинения вошли в золотой фонд развития педагогики, обогатили её не только своим содержанием, но и как блестящие образцы оригинальной и яркой формы педагогического знания.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста