Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста 12
1.3. Формы, методы, приемы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Практические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Реализация комплекса мероприятий по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 32
Заключение 37
Список литературы 40
Приложения 44
Приложение 1. Характеристика уровней сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 44
Приложение 2. Перспективный план работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста 46
В сложившейся ситуации начала ХХI века – изменение координат эстетических и нравственных ценностей, патриотическое воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и раскрытия целостности развивающейся личности ребенка. В старшем дошкольном возрасте закладывается, художественный потенциал личности, эстетические и ценностные установки. Развитие способности к нравственному восприятию искусства, музыки, природы и родины способно дать тот внутренний ориентир, который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.
Патриотическое воспитание является неотъемлемой составляющей процесса гармоничного развития личности. В сознании нации обобщены и сформулированы базовые понятия добра и зла, долга и справедливости. Работа над формированием патриотических чувств должна быть планомерной и систематической, начиная с дошкольного детства.
Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс заданий по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: проанализировать особенности воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- охарактеризовать формы, методы, приемы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста ;
- провести диагностику уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать комплекс мероприятий по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на работы отечественных учёных о нравственно-патриотическом воспитании в условиях ДОУ (О.Н. Баранникова, Е.Н. Бородина, Л.Н. Буйлова, М.Б. Зацепина, О.М. Зиньковская, Л.Н. Ильина, Т.А. Кудрявцева, М.Д. Маханева, Н.В. Микляева, М.Ю. Новицкая, С.Т. Погорелов, А.Н. Сидорова, О.А. Соломенникова, Е.В. Яковлева).
Методы исследования: теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез; практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №4 г. Оренбурга. В опытно-поисковой работе приняло участие 20 старших дошкольников.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.
Проектирование воспитательного процесса при формировании патриотизма как устойчивого качества личности необходимо рассматривать в совокупности с получением нравственных знаний, эмоционально-оценочных действий ребенка и мотивации к усвоению комплекса национальных ценностей и традиций, что и определяет сущность процесса воспитания.
На современном этапе развития российского общества проблема формирования патриотических чувств, начиная с дошкольного возраста, является крайне актуальной. Так как в период дошкольного детства ребенок сенситивен к получению социокультурного опыта своей страны, имеет выраженные интерес к истории и традициям своего народа, близок к освоению духовного и народного творчества своей страны. Именно дошкольники восприимчивы к формированию эмоциональной отзывчивости и патриотических чувств, им близки образные представления колорита своего народа, они непроизвольно запоминают нравственные поступки и действия в сказочных сюжетах и игровых ситуациях. Дети старшего дошкольного возраста имеют широкие возможности в усвоении достаточно сложных патриотических чувств и гражданских позиций посредством сформированной мотивационной сферы и познавательной активности при нравственно-патриотическом воспитании.
Выделяют следующие средства воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания. Методы воспитания патриотических чувств соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Задачи воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде,
Опытно-поисковая работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в условиях естественного педагогического процесса на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №4 г. Оренбурга в период педагогической практики.
В опытно-поисковой работе приняли участие старшие дошкольники в возрасте 5-6 лет с согласия родителей. Общее количество участников составило 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Опытно-поисковая работа проводилась в два этапа: Констатирующий этап, на котором подбирался диагностический инструментарий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста; в процессе диагностики выявлялся уровень патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными критериями и показателями. Формирующий этап, на котором осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования определяют необходимость в обращении внимания на дошкольников первой группы, которые имеют низкий уровень развития патриотической воспитанности, то есть не имеют выраженного интереса к освоению патриотических ценностей своего народа, затрудняются в проявлении эмоционально-ценностной восприимчивости, не владеют знаниями о семейных традициях и национальных праздниках. Полученные результаты исследования позволили разработать комплекс мероприятий по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан и проведен комплекс занятий с учетом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач патриотического воспитания. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейной, национально-культурной и военной тематике.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста