Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Возрастная динамика межличностных отношений младших школьников
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1. Сущность понятия межличностные отношения и его роль в отечественной психологии 6
1.2. Классификация межличностных отношений 11
1.3. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на динамику межличностных отношений 20
1.4. Формирование межличностных отношений младших школьников 25
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Организация исследования межличностных отношений младших школьников 31
2.2. Динамика межличностных отношений младших школьников 32
2.3. Система игр и упражнений, направленных на улучшение межличностных отношений младших школьников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Отношения с другими людьми весьма активно развиваются в детском возрасте. Первый опыт межличностных отношений становится фундаментом для последующего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Однако, не всякий опыт межличностного взаимодействия оказывается благополучным.
Проблема межличностных отношений детей в последнее время интересует специалистов в области психологии и педагогики. Разноаспектное исследование межличностных отношений в детском возрасте имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Данный факт обусловлен той значимой ролью, которую играет взаимодействие с окружающими в развитии психики, особенной высших ее функций, формировании личности и социализации ребенка.
Младший школьный возраст является одним из наиболее значимых этапов школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка, в том числе и формирования у него дифференцированной системы межличностных отношений.
Проблему межличностных отношений в детском возрасте исследовали В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.
В ходе исследований в данной области накоплены данные, затрагивающие преимущественно дошкольный и подростковый возраст. Младший школьный возраст оказывается менее исследованным с данной точки зрения и остаётся относительно открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений. Указанные аспекты обуславливают актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: межличностные отношения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: на основе изучения динамики межличностных отношений детей младшего школьного возраста выявить направления и разработать содержание психологической работы по их оптимизации.
Гипотеза.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия межличностные отношения и его роль в отечественной психологии;
- охарактеризовать классификацию межличностных отношений;
- выявить возрастные особенности младших школьников, влияющие на динамику межличностных отношений;
- проанализировать формирование межличностных отношений младших школьников;
- провести исследование межличностных отношений младших школьников на констатирующем этапе исследования;
- разработать и апробировать систему игр и упражнений, направленных на улучшение межличностных отношений младших школьников;
- провести исследование динамики межличностных отношений младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: изучение документов, эксперимент; – методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость. Настоящее исследование расширяет представления об особенностях межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Полученные в ходе экспериментального исследования данные и разработанные на их основе рекомендации по оптимизации межличностных отношений младших школьников могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения образования детей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При анализе психолого-педагогической литературы было выявлено, что межличностные отношения – это субъективно переживаемое, личностно важное, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия.
Межличностные отношения могут быть представлены тремя типами взаимодействий: формальные деловые отношения, возникающие в процессе разнообразной совместной деятельности; неформальные межличностные отношения взаимной заинтересованности, объединяющие детей как членов одной группы; межличностные отношения избирательного характера, складывающиеся на почве взаимной симпатии и общих интересов отдельных учеников.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе. От того как, они складываются, во многом зависит эмоциональное благополучие личности и психологический климат коллектива.
Сензитивным периодом развития межличностных отношений со сверстниками является школьный возраст. В этот период совершенствуются когнитивные возможности ребенка, что представляет возможность более качественного и глубокого познания и анализа индивидуальных особенностей партнера по межличностному взаимодействию.
Происходит становление личности младшего школьника, намечаются приоритетные интересы, потребности, что может выступать в качестве основы формирования межличностных отношений с окружающими. В то же время, межличностные отношения со сверстниками в этот возрастной период еще недостаточно зрелы, малодифференцированны, нередко обусловлены ситуативными факторами.
Основной целью экспериментального исследования являлось исследование динамики межличностных отношений младших школьников. При диагностике использовались методики: методика «Секрет», детский вариант социометрической методики адаптированный Т.А. Репиной; методика А.Н. Лутошкаина «Какой у нас коллектив». Экспериментальную выборку составили 15 испытуемых: 8 девочек и 7 мальчиков 2 «А» класса.
По результатам диагностики динамики межличностных отношений видно, что статусную категорию в лучшую сторону изменили 5 человек – 40%, в прежней статусной категории остались 10 человек – 60 %, потерявших свой статус нет – 0 %. По результатам методики можно сделать вывод, что уровень благополучия взаимоотношений в данном коллективе вырос: со среднего до высокого.
По результатам методики А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» получилось, что статус коллектива 2 класса на контрольном этапе эксперимента стал на ступень выше, чем на констатирующем – с «Мягкой глины» до «Мерцающий маяк».
Сами ребята теперь посчитали возможным укрепить своё положение и постепенно подойти к ступени «Алый парус». Для этого необходимо: работать по принципу: коллективно планируем, коллективно действуем, коллективно подводим итоги; чтобы никому не было в классе плохо, а каждый находил себе дело, а дела находили каждого; научиться не только красиво говорить, но также красиво и делать; научиться действовать по принципу: «Один за всех, а все за одного».
Для улучшения межличностных отношений младших школьников нами была разработана система подвижных игр и упражнений. Была составлена методика, которая в традиционные уроки физической культуры включала подвижные игры. Они включены в различные части урока: в подготовительную часть (в качестве разминки); либо основную часть (подвижным играм полностью отводится основная часть, либо после обучения и совершенствования того или иного умения, навыка, перед заключительной частью); либо в заключительную часть (в этом случае подбирались игры, снижающие эмоциональное возбуждение и снижающие двигательную активность).
Такого рода уроки проводились 3 раза в неделю по 40 минут, то есть как традиционные уроки физической культуры. Каждый урок содержал от 1 до 2-3 подвижных игр, в зависимости от того, в какую часть урока они были включены, а также от количества времени, которое занимали проведение данных игр.
Предложенные подвижные игры не оставили школьников равнодушными. Во время игр они переставали тревожиться, с азартом выполняли все предложенные действия и активно общались с одноклассниками.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста