Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
Введение 3
1. Научно-теоретические основы работы с родителями в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников 6
1.1. Взаимодействие школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию младших школьников как педагогическая проблема 6
1.2.Формы и методы работы школы с семьей учащегося по духовно-нравственному воспитанию 9
1.3. Содержание работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников 13
Выводы по первой главе 19
2. Исследование взаимодействия школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников 20
2.1. Опыт работы педагогов России по духовно-нравственному воспитанию с родителями учащихся 20
2.2. Исследование форм работы с родителями в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников 4 класса в «МБОУ СОШ №3» 24
2.3. Результаты опытной работы 33
Выводы по второй главе 36
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложения 43
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обусловлена кризисом современного российского общества. Повсеместно наблюдается пренебрежение духовными законами, исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Выход из сложившейся ситуации - в возрождении и сохранении духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана со следующими положениями:
Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и нравственными качествами.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующегося сферу личности.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это характеристика личности, определяющая в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности.
Воспитание нравственных качеств личности важно и потому, что младший школьник приобретает представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, определены основные направления этой работы. Целью духовно–нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, является социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Эту задачу призваны решать как школа, так и семья. Федеральный государственный стандарт нового поколения отдает приоритет семье, родителям в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в ролисубъекта воспитательного процесса, влияя на формирование образовательных потребностей ребёнка, его личности, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.
Одной из важнейших задач школы является педагогическая поддержка семьи, повышение педагогической культуры родителей.
Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Проблема взаимодействия школы и семьи нашла отражение в работах А.С. Макаренко, Н.К.Крупской, Л.В.Байбородовой, В.А.Сухомлинского, и других, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Объект исследования является духовно-нравственное воспитание младшего школьника.
Предмет исследования–формы и методы работы школы и семьи в системе духовно – нравственного воспитания младших школьников.
Цель исследования - выявить наиболее эффективные формы и методы работы с родителями в системе духовно – нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что систематическая работа с родителями учащихся по духовно – нравственному воспитанию будет успешной, если будет использована совокупность взаимосвязанных видов деятельности по педагогическому просвещению и вовлечению их во внеучебный процесс.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по теме исследования
2. Дать сущностную характеристику изучаемого явления.
3. Раскрыть содержание духовно-нравственного воспитания
4. Рассмотреть формы работы с родителями младших школьников.
5. Проанализировать работы учителей школ России по взаимодействию с семьями учащихся.
6. Разработать и апробировать план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
7. Обобщить опыт проведенного исследования
Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, диагностика, наблюдение, анализа и изучения литературы.
Сегодня перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи.
В научно-педагогической литературе по проблемам объединения усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей используется следующий синонимический ряд наименований данного процесса: «работа с семьей», «совместная работа», «сотрудничество», «совместная деятельность», «педагогическое сопровождение», «социально- педагогическая поддержка семьи». С нашей точки зрения, наиболее полно процесс взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга, способствующий более успешной реализации их воспитательных возможностей, отражают категории «взаимодействие» и «сотрудничество».
Работа школы и семьи осуществляется по нескольким направлениям. Наиболее важные из них – это повышение педагогической культуры родителей через систему педагогического просвещения и организация совместной внеклассной деятельности.
Формы этой работы весьма многообразны. К примеру, в педагогическом просвещении предпочтение отдается таким формам работы, как родительское собрание, индивидуальные консультации, семинары-практикумы и др. Среди форм совместного времяпрепровождения чаще всего используются праздники, встречи с интересными людьми, благотворительные акции и т.д.
В результате проведенного исследования мы определили основные направления взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного воспитания учащихся:
1. Повышение уровня педагогической культуры, формирование у них знаний об особенностях духовно-нравственного образования детей.
2. Совместная внеурочная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию школьников: экскурсии, походы, благотворительность, субботники и т.д.
3. Создание комфортной морально-психологической обстановки в школе и семье.
4. Овладение стилем взаимного доверия и уважения родителей, педагогов, учащихся.
5. Знание внутреннего мира ребенка, его переживаний, духовных и нравственных установок.
Гипотеза подтверждена и подкреплена полученными результатами: повысились показатели родительской активности в воспитательном процессе; родители помогают готовить совместные мероприятия с детьми и сами в них принимают участие; существенно изменилась позиция некоторых семей по отношению к школе, успешно реализовано содержание основных направлений плана совместной работы по духовно-нравственному воспитанию.
Таким образом, эффективность совместной работы школы и семьи характеризуется тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Хорошо налаженное и организованное сотрудничество семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
- Влияние предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни