Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
Введение 3
1. Теоретические основы взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога 6
1.1. Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика стилей педагогического общения 11
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога 20
2.1. Диагностика стилей педагогического общения и самооценки будущего педагога 20
2.2. Выявление взаимосвязи самооценки будущего педагога со стилем педагогического общения 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29
В последнее время основные факторы успешной учебной деятельности в высшей школе обусловлены переходом от репродуктивного обучения в область активного самосознания. Согласно этому в образовательном пространстве вуза актуальными становятся проблемы развития у студентов навыков самоконтроля, анализа причин и следствий своей деятельности, планирования и корректирования процесса собственного саморазвития. Данные процессы базируются на профессиональной самооценке, благодаря которой будущие преподаватели способны адекватно определять уровень собственного профессионального развития, а также выстраивать и корректировать процесс самообразования соответственно требованиям образовательного стандарта.
Из актуальности проблемы вытекает противоречие между необходимостью изучения взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога и недостаточной практической разработанностью данной проблемы.
Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темы данного исследования. Его проблема заключается в выявлении взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога».
Объект исследования – самооценка будущих педагогов.
Предметом исследования является взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога.
Цель исследования - выявить взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что авторитарный стиль педагогического общения взаимосвязан с самооценкой будущего педагога.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования потребовали решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть теоретические основы взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога.
2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога.
3. Разработать рекомендации по формированию профессиональной самооценки у будущих педагогов.
Теоретико-методологическая основа исследования: проблему формирования профессиональной самооценки как одного из важных критериев становления личности будущих педагогов исследовали П.Ю. Брель, С.Б. Миронова, О.В. Роденкова, Д.Д. Ширапова и др. Профессиональную самооценку будущих учителей, как фактора самосовершенствования педагогического мастерства изучали О.В. Кувшинов, М.О. Ларионова, О.Ф. Меженцев, О.Ю. Уточкина и др.
Отдельные аспекты педагогического общения и его стилей были предметом пристального изучения таких психологов, как: Б. С. Волкова, И. А. Зимней, В. А. Кан-Калик, Н. А. Морева, В. М. Целуйко, А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной. При этом на сегодняшний день проблема взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога остается открытой.
Методы исследования: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы, психологическое тестирование.
База исследования: Тюменский государственный университет.
Этапы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы о взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога.
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога.
Теоретическая значимость исследования заключается в результатах аналитического исследования психолого-педагогической литературы, представленных в работе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлена взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога.
Структура работы представлена введением, двумя главами, одна из которых носит теоретический характер, вторая – практический, заключением и библиографическим списком.
Специфика обучения в вузе требует относительно самостоятельного преодоления студентом трудностей, возникающих в процессе его деятельности, определяет работу по приобретению и совершенствованию профессионально значимых качеств будущего специалиста. Данная деятельность базируется на умении организовывать собственное профессиональное самосовершенствование, успех которого напрямую зависит от адекватной профессиональной самооценки.
При этом, выделяют следующие стили педагогического общения:
1. Авторитарный. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков и др.
2. Демократический. Такой стиль характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия.
3. Попустительский. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. Такое поведение педагога объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Педагог ориентирован на привлечение каждого к решению общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимоприятие и взаимоориентация.
Наиболее продуктивным способом сотрудничества является именно демократический.
Профессиональная самооценка это оценка личностью себя как субъекта профессиональной деятельности. Она определяется в результате процесса соотношение реального и идеального образов «Я-профессионал» через профессиональные действия и задачи. Профессиональная самооценка позволяет ставить задачи оптимальные возможностям и осуществлять контроль, оценку и корректировку рабочего процесса на каждой стадии.
Профессиональная самооценка является динамичным процессом выполняющим функцию саморегуляции на основе системы многофакторных контрольных срезов, которые специалист осуществляет в отношении себя и в соответствии с собственным эталоном и общепризнанными компетенциями профессионала определенной специальности. Благодаря этому процессу человек поэтапно выстраивает траекторию собственного профессионального саморазвития.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам подразделить студентов по уровню качества педагогической деятельности и уровню анализа, самоанализа и самооценки студентом своей педагогической деятельности и соотнести их друг с другом.
Во второй главе было проведено исследование взаимосвязи авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога. Исследование проводилось на базе Тюменского государственного университета. В исследовании приняли участие 10 преподавателей и 30 студентов. Для исследования стиля педагогического общения использовалась методика «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б. Майским, Е.Г. Ковалевой). Для исследования самооценки будущих педагогов нами было проведено анкетирование 20 студентов 5-х курсов педагогического факультета ТюмГУ. Были выбраны те студенты у которых преподают преподаватели, принимавшие участие в проведенном нами исследовании стиля педагогического общения учителей. Для исследования самооценки будущих педагогов был использован тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор С.В. Ковалёв).
Было выявлено что большинство преподавателей имеют авторитарный стиль педагогического общения. Большинство студентов - будущих педагогов имеют низкий уровень самооценки. Далее была установлена взаимосвязь самооценки будущего педагога со стилем педагогического общения. Для этого нами осуществлена процедура корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. При этом выявлена достоверная корреляция авторитарного стиля педагогического общения с низким уровнем самооценки будущих педагогов (r=0,69), а также выявлена достоверная корреляция демократического стиля педагогического общения с высоким уровнем самооценки будущих педагогов (r=-0,604). Обобщая результаты эмпирического исследования, мы можем заключить, что авторитарный стиль педагогического общения взаимосвязан с самооценкой будущего педагога. То есть гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
- Влияние предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни