Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Экологическое образование дошкольников (на примере экскурсий в природу) 6 год жизни
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы экологического образования дошкольников шестого года жизни (на примере экскурсий в природу) 6
1.1 Понятие «экологическое образование»: цель и основы 6
1.2 Экскурсии в природу: типы и виды 14
2 Методические основы экологического образования дошкольников шестого года жизни 17
2.1 Особенности организации и методика проведения экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни 17
2.2 Анализ работ авторов, программ по проведению экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Экскурсия «Путешествие по этажам леса»« 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Конспект НОД «Экскурсия в парк» для детей старшего дошкольного возраста» 37
Человек будущего – всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.
Существенным моментом в воспитании экологической культуры дошкольников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирования нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.
Сколько раз природа показывала людям, что её законы нужно не только знать, но и уважать. Каждое живое существо на Земле имеет своё предназначение.
Экскурсии не только являются обязательной формой организации обучения, но и позволяют близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке, понять, что все в природе взаимосвязано и многое зависит от человека, который является частью природы.
Чем хороши экологические и биологические экскурсии или прогулки? Это время, которое посвящается общению с природой. Очень важно, чтобы ребёнок, на прогулке или по дороге домой замечал, что делается вокруг. Во время проведения экскурсии необходимо обращать внимание на разъяснение всяких небылиц о животных и растениях. Возможно, это спасет животное или растение.
Практически на любой экскурсии можно наглядно показать, что такое пищевая цепь. В природе все время кто-то ест. Это закон жизни. На экскурсии есть возможность задержать внимание детей на этом факте и показать, насколько все взаимосвязано в природе.
Экскурсии позволяют конкретизировать знания дошкольников, полученные на занятиях, а также расширить их.
Живое общение с природой стимулирует интерес дошкольников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Для закрепления полученных знаний необходимо ещё и проведение наблюдений в лабораторных условиях. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии.
Таким образом, экскурсия – это непосредственное общение с природой, которое не только позволяет любоваться красотой луга, леса и т.д., но и получить ответы на многочисленные «почему». Этим обуславливается актуальность темы исследования.
В настоящее время все основные базисные кроме того дошкольные программы, комплексные программы непрерывного образования, используемые в России («Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Рекорд – Старт», «Из детства – в отрочество», «Золотой ключик», «Преемственность») в том или ином объеме включают в себя природно-экологическое содержание. Разработаны специальные программно-методические комплекты соответствующего профиля – «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Жизнь вокруг нас» (Н.А. так же Авдеева, Г.Б. Степанова), кроме того «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Мы – земляне» (Н.Н Вересов), «Природа и художник» (Т.А. Копцева), «Детский сад XXI века» (Т.В. Потапова), «Цветовая экология» (Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова), а также пособия и иллюстрированные альбомы для педагогов и детей, рассчитанные на применение в условиях вариативного образования (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Шорыгина, С.Н. Николаева, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, Л.П. Молодова, В.В. так же Гербова, И.В. Цветкова, Л.И. Егоренков, Г.И.Мелихова, Л.Н. Лункевич).
Значительный вклад в становление и развитие системы экологического образовании воспитания детей старшего дошкольного возраста внесли работы Т.А. Акимовой, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной, И.В. Цветковой, В.А. Ясвина. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, проблема формирования экологического образования детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остается актуальной как в педагогической теории, так и в практике экологического образования.
Цель работы: исследовать особенности экологического образования дошкольников шестого года жизни на примере экскурсий в природу.
Предмет: экологическое образование дошкольников шестого года жизни.
Объект: влияние экскурсий в природу на экологическое образование детей шестого года жизни.
Задачи:
- раскрыть понятие «экологическое образование»: цель и основы;
- рассмотреть экскурсии в природу: типы и виды;
- выявить особенности организации и исследовать методику проведения экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни;
- провести анализ работ авторов, программ по проведению экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация; обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 42 страницы.
В работе были исследованы особенности экологического образования дошкольников шестого года жизни на примере экскурсий в природу, что привело к достижению цели работы.
Цель работы была достигнута посредством решения следующих задач, в ходе которых были сделаны выводы по работе.
В работе раскрыто понятие «экологическое образование»: цель и основы.
Взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с природой в процессе экологического образования в свете ФГОСДО имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.
В качестве педагогических условий, способствующих педагогическому сопровождению экологического образования детей старшего дошкольного возраста, выделим следующее: использование технологий по экологическому образованию детей; создана развивающая предметно-пространственная среда по экологическому образованию дошкольников; осуществляется взаимодействие ДОО и семьи по вопросу формирования экологической грамотности дошкольников.
При решении второй задачи рассмотрены экскурсии в природу: типы и виды.
Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.
При решении третьей задачи выявлены особенности организации и исследована методика проведения экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни.
Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью дошкольников (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности).
В соответствии с примерными режимами дня и временем года экскурсии в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая.
Длительность экскурсии должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало экскурсии, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов её выполнения.
При решении четвертой задачи проведен анализ работ авторов, программ по проведению экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста