Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Экологическое образование дошкольников (на примере экскурсий в природу) шестого года жизни
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы экологического образования дошкольников шестого года жизни (на примере экскурсий в природу) 7
1.1 Понятие «экологическое образование»: цель и основы 7
1.2 Экскурсии в природу: типы и виды 15
2 Методические основы экологического образования дошкольников шестого года жизни 17
2.1 Особенности организации и методика проведения экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни 17
2.2 Анализ работ авторов, программ по проведению экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни 26
3. Опытно-практическая работа по повышению уровня экологических знаний дошкольников шестого года жизни посредством экскурсий в природу 30
3.1 Диагностика экологических знаний дошкольников шестого года жизни: констатирующий этап исследования 30
3.2 Работа по повышению уровня экологических знаний дошкольников шестого года жизни посредством экскурсий в природу: формирующий этап исследования 38
3.3 Обобщение результатов работы по повышению уровня экологических знаний дошкольников шестого года жизни посредством экскурсий в природу: контрольный этап исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Конспект экскурсии в старшей группе «Путешествие по этажам леса»» 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Конспект экскурсии в старшей группе «Удивительный мир природы»» 55
По запросу бесплатно вышлем доклад и презентацию для защиты
На сегодняшний день, тема экологического развития детей весьма актуальна, и, несмотря на все нововведения и тенденции в процессе модернизации образования, остаётся первостепенной в познавательном развитии дошкольников. В наше время многие ученые неоднократно поднимают проблему «жизни на Земле», о загрязнении атмосферы. Исходя из этого первостепенная задача педагога — это раскрытие идеи единства и взаимосвязи живого и неживого на доступном для ребенка уровне. Понимание этой идеи составляет основу экологической культуры личности. Поэтому необходимо дать детям представление о том, как живые организмы приспособлены к среде обитания, и как меняется их жизнедеятельность в зависимости от сезонных изменений. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для экологически целесообразного поведения в природе.
Но, несмотря на широкое просвещение людей, уровень экологической культуры большинства по-прежнему находится на низком уровне. Причиной этому является: отсутствие конкретной государственной политики; нет достойного экологического образования в школьной программе; нет точной и упорядоченной информации для населения; люди безразличны и пассивны по отношению к природе.
На сегодняшний день, именно образовательная система должна взять на себя функцию воспитания нового поколения с экологической культурой. Людей, призванных любить, беречь и охранять природу, в которой живут и которой пользуются. В детских садах идет всестороннее развитие и воспитание детей, которое осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных средств — познавательное развитие посредством приобщения к миру природы.
Правильное представление о природе, полученное в детстве, создаёт прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
Одним из эффективных средств экологического образования дошкольников являются экскурсии в природу.
Экскурсии не только являются обязательной формой организации обучения, но и позволяют близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке, понять, что все в природе взаимосвязано и многое зависит от человека, который является частью природы. Экскурсии позволяют конкретизировать знания дошкольников, полученные на занятиях, а также расширить их.
Живое общение с природой стимулирует интерес дошкольников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Для закрепления полученных знаний необходимо ещё и проведение наблюдений в лабораторных условиях. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии. Этим обуславливается актуальность темы исследования.
Проблема исследования – каким образом экскурсий в природу влияют на экологическое образование детей шестого года жизни?
Цель работы: исследовать особенности экологического образования дошкольников шестого года жизни на примере экскурсий в природу.
Объект исследования: влияние экскурсий в природу на экологическое образование детей шестого года жизни.
Предмет исследования: экологическое образование дошкольников шестого года жизни.
Гипотеза исследования: если систематически проводить экскурсии в природу, то экологическая грамотность детей будет значительно выше.
Задачи исследования:
– раскрыть понятие так же «экологическое образование»: цель и основы;
– рассмотреть экскурсии в природу: типы так же и виды;
– выявить особенности организации и исследовать методику проведения так же экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни;
– провести анализ работ авторов, программ по проведению экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни;
– провести диагностику экологических знаний дошкольников шестого года жизни;
– провести опытно-практическую работу по повышению уровня экологических знаний дошкольников шестого года жизни посредством экскурсий в природу;
– обобщить эффективность проведенной опытно-практической работы.
Методологическая и теоретическая основа исследования. В настоящее время все основные базисные дошкольные программы, комплексные программы непрерывного образования, используемые в России («Радуга», «Развитие», «Истоки», так так же же «Детский сад – дом радости», «Рекорд – Старт», «Из детства – в отрочество», «Золотой ключик», «Преемственность») в том или ином объеме включают в себя природно-экологическое содержание. Разработаны специальные программно-методические комплекты соответствующего профиля – «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Жизнь вокруг нас» (Н.А. так же Авдеева, Г.Б. Степанова), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Мы – земляне» (Н.Н Вересов), «Природа и художник» (Т.А. Копцева), «Детский сад XXI века» (Т.В. Потапова), «Цветовая экология» (Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова), а также пособия и иллюстрированные альбомы для педагогов и детей, рассчитанные на применение в условиях вариативного образования (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Шорыгина, С.Н. Николаева, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, Л.П. Молодова, В.В. так же Гербова, И.В. Цветкова, Л.И. Егоренков, Г.И. Мелихова, Л.Н. Лункевич).
Значительный вклад в становление и развитие системы экологического образовании воспитания детей старшего дошкольного возраста внесли работы Т.А. Акимовой, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной, И.В. Цветковой, В.А. Ясвина. так же Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, проблема формирования экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий в природу по-прежнему остается актуальной так же как в педагогической теории, так и в практике экологического так же образования.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация; обобщение; диагностика; опытно-практическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-практической работы могут применяться в детских садах для повышения уровня экологических знаний дошкольников шестого года жизни посредством экскурсий в природу.
Апробация исследования проводилась на базе ГБДОУ «Детский сад №28». В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 лет в количестве 24 человека. Были проведены экскурсии в природу по темам: «Путешествие по этажам леса»; «Удивительный мир природы». Было проведено две диагностики, в начале практики и после проведения блока экскурсий по изучению экологическому воспитанию. Цель анкетирования – определение уровня сформированности экологических знаний детей шестого года жизни.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников из 23 наименований и 2 приложений. В первом разделе раскрываются теоретические основы экологического образования дошкольников шестого года жизни (на примере экскурсий в природу). Второй раздел посвящен методическим основам экологического образования дошкольников шестого года жизни. В третьем разделе описаны результаты практической деятельности на преддипломной практике. Приложения содержат конспекты проведенных экскурсий.
В работе были исследованы особенности экологического образования дошкольников шестого года жизни на примере экскурсий в природу, что привело так же к достижению так же цели работы.
Цель работы была достигнута посредством решения следующих задач, в ходе которых были сделаны выводы по работе.
В работе раскрыто понятие «экологическое образование»: цель и основы.
Взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с природой в процессе экологического образования в свете ФГОСДО имеет свою специфику в силу возрастных так же особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.
В качестве педагогических условий, способствующих педагогическому сопровождению экологического образования детей старшего дошкольного возраста, выделим следующее: использование технологий по экологическому образованию детей; создана развивающая предметно-пространственная среда по экологическому образованию дошкольников; осуществляется взаимодействие ДОО и семьи по вопросу формирования экологической грамотности дошкольников.
При решении второй задачи рассмотрены экскурсии в природу: типы и виды.
Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.
При решении третьей задачи выявлены особенности организации и исследована методика проведения так же экскурсий в природу так же для дошкольников шестого года жизни.
Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью дошкольников (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности).
В соответствии с примерными режимами дня и временем года экскурсии в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая.
Длительность экскурсии должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало экскурсии, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов её выполнения.
При решении четвертой задачи проведен анализ работ авторов, программ по проведению экскурсий в природу для дошкольников шестого года жизни.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Опытно-практическая работа по повышению уровня экологических знаний дошкольников шестого года жизни посредством экскурсий в природу проводилась в ГБДОУ «Детский сад №28». В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 лет в количестве 24 человека. На констатирующем этапе опытно-практической работы высокий уровень экологических знаний выявлен у 8% дошкольников. Средний уровень экологических знаний показали 67% дошкольников. Низкий уровень показали 25% старших дошкольников. Исходя из результатов исследования можно сделать вывод о необходимости повышения уровня экологических знаний дошкольников шестого года жизни, что будет проведено посредством экскурсий в природу.
В процессе наблюдения за природными явлениями мы использовали произведения детской литературы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Обращение к художественному слову поэзии должно было естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и их отношение видоизменялось в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончанию основной части мы давали детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.
По завершению работы по повышению уровня экологических знаний дошкольников шестого года жизни посредством экскурсий в природу нами была проведена повторная диагностика.
На контрольном этапе исследования значительно повысился уровень сформированности экологических знаний детей шестого года жизни, что свидетельствует об эффективности проведенной работы по повышению уровня экологических знаний дошкольников шестого года жизни посредством экскурсий в природу.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста