Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Юридическая ответственность в системе социального обеспечения
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИИ 6
1.1. Понятие юридической ответственности в социальном обеспечении 6
1.2. Основные признаки юридической ответственности в социальном обеспечении 10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ 16
2.1. Уголовная ответственность в социальном обеспечении 16
2.2. Административная ответственность в социальном обеспечении 30
2.3. Гражданско-правовая ответственность в социальном обеспечении 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Актуальность темы. Россия в соответствии со статьей 7 конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но социальный характер государства состоит не только в провозглашении себя таковым, не только в закреплении в Конституции страны социальных прав, но в эффективной гарантированности и своевременной их защите, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Различную помощь по системе социального обеспечения получают миллионы граждан и право каждого из них должно быть эффективно защищено. Государство берет на себя обязанность защитить граждан, общественные организации и самого себя от противоправных виновных деяний, посягающих на защищаемые правом ценности. Подтверждает это статья 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В условиях, когда нормы о юридической ответственности в отрасли, регулирующей указанные общественные отношения, отсутствуют, нарушения прав граждан приобретают не только массовый, но и хронический характер. Основными нарушениями являются: необоснованный отказ в предоставлении соответствующей помощи, предоставление их не в полном объеме или с нарушением установленных сроков. Конституционный Суд РФ в своих актах неоднократно указывал, что для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том числе при изменении действующего регулирования, законодатель обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности, социальных прав и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводила бы к утрате их реального содержания. Отсутствие таких гарантий социальных прав, как нормы о юридической ответственности, обесценивает их и создает почву для нарушений.
Последние годы российское общество переживает изменения во всех областях своей деятельности. Не является исключением и сфера социального обеспечения. Законодатель принимает правовые нормы, прекращающие предоставление видов социального обеспечения. Изменяются не только основания и размеры, в которых предоставляются те или иные блага по системе социального обеспечения, но и сами принципы их предоставления. При этом закрепленное в Конституции РФ право человека на социальное обеспечение должно оставаться незыблемым.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в деятельности как правотворческих, так и правоприменительных органов в сфере социального обеспечения нарушения социальных прав граждан принимает массовый характер, что свидетельствует о недостаточной эффективности существующих гарантий конституционных прав граждан.
Разработанность темы. В Российской Федерации нет Кодекса Права социального обеспечения. Право российских граждан социальное обеспечение закреплено в конституции РФ. В статье 39 говориться, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Так в Российской Федерации принят ряд отдельных нормативно-правовых актов, обеспечивающих социальное обеспечение как на федеральном уровне, так и на региональном.
Например, ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ[1], который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
На уровне Республики Бурятия также приняты различные нормативно-правовые акты, например, ряд Законов о защите и реализации прав инвалидов. Основным, из которых является Закон от 10 ноября 2010 года № 1734-IV «О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия».
В интернет-портале «moluch.ru» содержатся различные статьи на данную тему. Например, Уварова Ю.А. в своей статье «Проблема правонарушений и ответственности за них в сфере социального обеспечения // Молодой ученый» пишет о правонарушениях, совершаемых в сфере социального обеспечения.
Объект исследования: юридическая ответственность.
Предмет исследования: юридическая ответственность в социальном обеспечении.
Цель работы: изучить понятие юридической ответственности в социального обеспечения, ее виды и правоотношения, в результате которых она возникает.
Задачи:
- Определить понятие юридической ответственности в социальном обеспечении.
- Охарактеризовать основные признаки юридической ответственности в социальном обеспечении
- Рассмотреть уголовную ответственность в социальном обеспечении
- Изучить административную ответственности в социальном обеспечении
- Рассмотреть гражданско-правовую ответственность в социальном обеспечении
Структура работы: введение, три главы, заключение, списка использованных источников.
[1] ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ // СПС Консультант Плюс
Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Основной целью социального обеспечения и социальной защиты является обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждого гражданина. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов. Но социальный характер государства заключается не столько в провозглашении себя таковым, сколько в недопущении совершения правонарушений в сфере социального обеспечения, а также в своевременной защите социальных прав своих граждан. В настоящее время многие нормы о юридической ответственности в праве социального обеспечения отсутствуют или же несоразмерно малы по отношению к совершенным правонарушениям.
До сегодняшнего дня нет какого-либо конкретного мнения о том, что же собой представляет юридическая ответственность в праве социального обеспечения. Тем не менее, есть и некоторые из содержательных определений данной категории. В частности, юридическая ответственность в социальном обеспечении является фактическим претерпеванием правонарушителем лишений имущественного характера, которые предусмотрены санкцией, по причине нарушения предписаний разного рода норм социального обеспечения для того, чтобы восстановить нарушенное право.
Юридическую ответственность в праве социального обеспечения можно определить как фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения, с целью восстановления нарушенного права. Ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения — не идентичные явления. Однако они тесно связаны, поскольку имеют общую цель - защиту нарушенного права. Ответственность в сфере социального обеспечения охраняет в целом публичный правопорядок в этой правовой области. Ответственность в праве социального обеспечения должна в первую очередь охранять и защищать права гражданина на те или иные блага по системе социального обеспечения как экономически более слабой стороны от нарушений со стороны обязанного органа, а также гарантировать восстановление того финансового источника, за счет средств которого было незаконно получено благо.
Уголовная ответственность в социальном обеспечении предусмотрена за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов; а также за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В КоАП РФ также содержатся правонарушения в сфере социального обеспечения: разглашение информации с ограниченным доступом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; непредставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Стоит отметить, что согласно российскому законодательству повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой трансформацию административной ответственности в уголовную.
В области социального обеспечения к гражданско-правовым правонарушениям можно отнести: незаконное получение гражданами социального обеспечения; действия (бездействие) должностных лиц, отвечающих за предоставление социального обеспечения, которые повлекли за собой причинение убытков получателю социального обеспечения.
Таким образом, в российском законодательстве, касающемся сферы социального обеспечения, закреплены все основные виды правонарушений: уголовные преступления, административные, гражданско-процессуальные. Но проблему представляет то, что данные нормы не объединены в единый нормативный правовой акт, т.е. не кодифицированы. Данная проблема является серьезным препятствием для выявления правонарушений в сфере социального обеспечения и привлечения правонарушителей к юридической ответственности, соответствующей совершенному противоправному действию.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования