Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Знакомство дошкольников с городецкой росписью
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы знакомства дошкольников с городецкой росписью 6
1.1 Городецкая роспись как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников 6
1.2 Анализ образовательной программы дошкольного образования «Детство» по разделу «Художественно-эстетическое развитие» 10
2 Методические основы знакомства дошкольников с городецкой росписью 13
2.1 Педагогические условия для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами городецкой росписи 13
2.2 Содержание образовательной работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами городецкой росписи 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Перспективный план по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи 28
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - План-конспект занятия на тему: «Ознакомление с Городецким промыслом» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ В - План-конспект занятия на тему: 34
«Рисование купавки, розана и листочка» 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - План-конспект занятия на тему: «Городецкая роспись. Рисование узора для кубышки» 37
В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата. Эти проблемы привлекают внимание специалистов различных отраслей науки.
Результаты психолого-педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах детской изобразительной деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков, В.В. Давыдов, Е.А. Флёрина, Д.Б. Богоявленская, Н.П. Сакулина, А.П. Усовой), практика детских садов убедительно доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, инициативы, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке возможно формировать уже в дошкольном возрасте.
Первые ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей (в рисовании, лепке, аппликации, игре), если для этого созданы необходимые условия.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение, это традиции, обычаи, особенности жизни.
Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица – это символ счастья, радости. Конь – это символ солнца, медведь – символ могущества, пробуждения природы. Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизирует воду; две параллельные линии и точки между ними – землю и зёрна; точки, капли, косые линии – дождь; спирали – ход солнца по небу, космос; ромбы – плодородие; круги – идею совершенства, солнце, дом; кресты – веру; наклонные кресты – связь с солнцем и огнём.
Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако , что также надо учитывать, образы, о которых говорилось выше, входят в нашу жизнь с самого детства. То же самое можно сказать и о ставших уже привычными узорами, орнаментами.
Трудно переоценить значение народного декоративно - прикладного искусства в развитии творчества детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Ю.М. Чумичевой и др. позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений. Для , что также надо учитывать, обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей , что также надо учитывать, определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель в каждой последующей группе возвращается к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (Городецкая, Хохломская, Гжельская, Жостовская роспись).
Актуальность исследования определяется тем, что возникает необходимость изучения основ народного художественно-педагогического опыта, систематизации и использования, традиционно сложившихся в определенных исторических и культурных регионах навыков , что также надо учитывать, передачи художественных традиций, принципов и методов народного творчества в развитии творческой активности старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями современного дошкольного , что также надо учитывать, образования.
Объект исследования - знакомство дошкольников с городецкой росписью.
Предмет исследования - педагогические условия развития изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность , что также надо учитывать, понятия «изобразительное творчество» и его особенности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить возможности Городецкой росписи в развитии изобразительного творчества старших дошкольников.
3. Определить педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи.
4. Раскрыть содержание образовательной работы , что также надо учитывать, по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи.
Для решения проблемы исследования использовались традиционная система методов исследования: анализ методической, психолого-педагогической литературы: конспектирование, реферирование, цитирование, тезирование, аннотирование.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Объем работы 38 страниц.
Народное декоративно-прикладное искусство, в том числе и Городецкая роспись, даёт прекрасные , что также надо учитывать, возможности для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть , что также надо учитывать, творческий потенциал взрослого человека.
Нами проведен анализ учебно-методического пособия программы «Детство» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», авторами/составителями которого являются О. В. Акулова, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. Проведенный обзор может послужить воспитателям ориентиром при выборе той или иной темы и использовать в образовательном процессе.
Успешному развитию творчества детей в декоративной деятельности помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. В методику работы необходимо включать разнообразные формы работы, такие как: выставки, организация непосредственной образовательной деятельности, дидактические декоративные игры. Включать начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативные упражнения, творческое решение детьми изобразительной задачи, обучение новым элементам узора, выполнять его на бумаге разных форм. Необходимо отбирать подлинные народные образцы, которые обладают образной художественной выразительностью, они должны быть доступными восприятию детьми, но их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как он сумеет раскрыть перед ними, детьми, все средства декоративных произведений: образную, красочную и поэтическую выразительность народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развитие изобразительного творчества детей будет эффективным: если приобщение и знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством будет в соответствии с возрастными особенностями; включать разнообразные формы работы, методы и приёмы. Содержание работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи необходимо строить в двух направлениях: общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства; специальное обучение детей соответствующей непосредственно образовательной деятельности.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста