Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Знакомство с мультфильмами как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников
Введение 3
1. Организационные основы знакомства с мультфильмами как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников 6
1.1. Роль познавательного интереса в интеллектуальном развитии ребенка 6
1.2. Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Влияние мультфильмов на развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста 14
2. Эмпирическое исследование познавательного интереса у старших дошкольников и его развитие средствами мультфильмов 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Рекомендации по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами мультфильмов 31
Заключение 37
Список использованной литературы 39
В настоящее время, в связи с введением ФГОС одной из основных задач педагогов и специалистов ДОУ становится поиск новых, более эффективных способов организации детского деятельности, в которых будут созданы условия для разностороннего развития детей.
Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование мультфильмов в работе с дошкольниками.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности. Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели.
По данным за 2016 г., от 20 до 40% своего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана. Мультфильмы - неотъемлемое средство развития познавательного интереса у старших дошкольников.
Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом деятельности особенно в предшкольный период.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, М.Б. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордона, A.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, Л.С. Славиной, Г.И. Щукиной раскрываются методологические основы проблемы познавательного интереса. Ученые выделяют познавательный интерес как высшую форму проявления познавательной потребности личности, характеризуют его структуру, выделяют этапы его развития, доказывают необходимость формирования познавательного интереса в дошкольный период.
В работах Е.С. Бабуновой, Л.Н. Вахрушевой, А.Ю. Дейкиной, Е.Э. Кригер, B.И. Мишаниной, Н.К. Постниковой рассматриваются особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.
В исследованиях Э.Л. Барановой, Т.И. Ерофеевой, Т.А. Куликовой, H.H. Подцьякова, О.В. Прозоровой, А.И. Сорокиной, Т.А. Серебряковой показаны формы проявления познавательного интереса: от ситуативной заинтересованности до глубокого устойчивого внимания к предмету или наблюдаемому явлению, к стремлению включиться в практическое манипулирование или исследовательскую деятельность. Раскрыты критерии оценки познавательного интереса в дошкольном возрасте.
Наиболее значимыми для изучения процесса формирования познавательного интереса дошкольников являются исследования Л.И. Божович, Т.И. Ерофеевой, Н.Г. Морозовой, С.Н. Николаевой, H.H. Подцьякова, Г.И. Щукиной, в которых обоснованы предпосылки познавательного развития дошкольников, представлены характеристики познавательного интереса, раскрыта методика его развития у детей. Показано своеобразие познавательного интереса на разных возрастных этапах развития дошкольников.
Наглядный метод мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время методологически не достаточно переработан.
Цель исследования: выделить, описать педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами мультфильма.
Объект исследования - знакомство с мультфильмами как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников.
Предмет исследования - процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании мы исходили из гипотезы о том, что процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным при использовании мультфильмов. Кроме того, мы предположили, что на этапе старшего дошкольного возраста дети обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками с психологической, интеллектуальной и социологической точек зрения для поступления в школу.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
- выявить роль познавательного интереса в интеллектуальном развитии ребенка;
- раскрыть особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть влияние мультфильмов на развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование познавательного интереса у старших дошкольников;
- разработать рекомендации по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами мультфильмов.
Теоретико-практическая направленность исследования обусловила выбор методов:
- теоретических: теоретико-методологический и системно-структурный анализ, обобщение, синтез, сравнение;
- эмпирических: наблюдение; беседы с детьми, педагогами дошкольного образования, родителями; опрос родителей и педагогов; педагогический эксперимент; методы математической статистики и качественной обработки результатов.
Итак, в настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями. Мультипликационное кино представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, который оказывает значимое влияние на личность ребенка дошкольного возраста и его социальное развитие, воздействуя на его воображение и восприятие окружающего мира.
Сочетая в себе слово и картинку, мультфильмы обладают огромным воспитательным потенциалом; через мультфильмы дошкольники усваивают модели поведения, способы действий, обогащают свой лексический словарь, расширяют свой эмоциональный опыт; однако, мультфильмы, в зависимости от своего содержания, характеристики и привычек главных героев, использованной лексики, могут повлиять на социализацию дошкольников не только положительно, но и отрицательно, подавая детям негативный пример.
Мультфильмы выстроены на доступном для понимания ребёнка сюжете, богаты яркой образностью, музыкальностью, динамичностью, они могут быть использованы как наглядный метод воздействия на ребёнка, значительно повышающий познавательный интерес у старших дошкольников.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности дошкольников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Таким образом, влияние мультфильмов сказывается положительно на развитии познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Он начинает интересоваться окружающим, тем самым пополняя свои знания, запоминает примеры хорошего поведения и правильного общения с другими. Но стоит не забывать, что к выбору мультфильмов необходимо подходить серьезно и ответственно, так как в настоящее время все больше и больше появляются мультфильмы, которые негативно влияют на малыша.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста